Как выбрать экран для проектора?

Выбор экрана для проектора

Предположим, я решил купить себе или своей организации проектор. Как выбрать экран? Кругом столько предложений! Насколько вообще процесс выбора экрана важен? 

Содержание статьи:

  1. Размер и формат экрана
  2. Поверхность экрана: Матовая Белая
  3. Контрастность
  4. Ультракороткофокусные проекторы
  5. Каркас экрана
  6. Зависимость размера экрана от расстояния до проектора
  7. Сдвиг изображения
  8. Резюме

Размер и формат экрана

Прежде всего необходимо разобраться с тем, какого размера вы хотите экран. Наиболее типичные варианты включают диагонали 80, 100 и 130 дюймов. Кстати говоря, определиться с этим желательно еще до выбора проектора, ибо проектор сразу фиксирует несколько параметров экрана: 

  • Формат изображения (4:3, 16:10, 16:9, 1,85:1)
  • Размер экрана


Формат (соотношение сторон) определяется разрешением проектора. К примеру, формат 4:3 может использоваться в образовании или бизнес-учреждениях. Этот формат вытянут по вертикали и хорош для отображения документов и веб-страниц. Ему соответствуют разрешения SVGA (800x600), XGA (1024x768) и выше.

Разрешениям full HD (1080p, 1920x1080) и HD (1280x720) соответствует формат 16:9.

Разрешению WXGA (1280x800) соответствует формат 16:10.

4K разрешение может подразумевать как формат 16:9 (Ultra HD, 3840 × 2160), так и 1,89:1 (4096 x 2160).

Широкоэкранный формат CinemaScope соответствует соотношению сторон 2.35:1.

Но самые популярные форматы — это 4:3 у SVGA и XGA проекторов и 16:10 у WXGA и 16:9 у Full HD проекторов.

Очевидно, что при одинаковой диагонали, ширина и высота у экранов различных форматов будет разной. Другими словами, 80-дюймовый экран 4:3 — это примерно 163x122 см, а 16:9 — это 177x100 см. Вы, безусловно, вынуждены будете это учитывать при планировании покупки проектора, сверяясь с особенностями вашего помещения.

Рекомендую для исследований использовать калькулятор от одного из производителей, например от Epson  — там можно переключать форматы между 4:3, 16:10 и 16:9.

Если вас ну очень сильно интересует кино, то, возможно, вы захотите использовать проектор 16:9 на широком CinemaScope экране. Продаются специальные широкоэкранные Blu-Ray диски, записанные с черными полосами в верхней и нижней частях изображения. Подробнее об этом написано здесь.

В остальном все просто — какой формат у проектора — такой и у экрана. Некоторые экраны позволяют менять формат изображения. К примеру, есть рулонные выдвижные экраны, у которых можно регулировать изображение по высоте — насколько его выдвинули, такой и формат. Тем не менее, из эстетических соображений приятнее, когда граница экрана четко обозначена и изображение полностью совпадает с границей, чтобы это выглядело, как большая LCD панель.

От чего еще зависит размер экрана? Безусловно, от яркости проектора и уровня освещения в комнате! Зависимость здесь такая: чем темнее комната — тем меньшая яркость требуется от проектора такого же размера картинки. К примеру, в темноте достаточно 600 Лм, а в школьном классе с включенным светом — 3000 Лм. (Люмен — единица светового потока проектора, его «мощности», иногда ее для простоты называют «Яркостью»).

Теперь мы берем проектор с заявленной яркостью в 3000 люмен и сразу спрашиваем: в каком режиме он дает эти 3000 Люмен? Суть в том, что у проекторов есть различные режимы изображения, предназначенные для разных условий. В самом ярком режиме проектор никогда не даст наилучшей цветопередачи — самая лучшая цветопередача достигается в специальном, точном и менее ярком режиме; яркость в нем может достигать 30% от максимальной, а то и меньше. Если вы берете проектор для кино, точной цветопередачи и для темного помещения, то у вас нет выбора, кроме как использовать самый точный режим, получив 500 — 1500 Люмен. Если вы берете проектор для аудиторий, переговорных комнат и прочих помещений, где есть свет, то есть смысл забыть о самых точных режимах — вам нужен проектор-боец, который прилично себя покажет в самых ярких режимах, где качество изображения достигается способностью проектора «перекричать» все остальное освещение. Короче говоря, есть различные рекомендации по поводу зависимости размера экрана от яркости проектора как в затемненном (там есть таблица), так и в ярко освещенном помещении.

Поверхность экрана: Матовая Белая

Это — основа всему! Полотно «Matte White». Мы подошли к вопросу о выборе экранного полотна. Белое матовое полотно — это самое стандартное, что существует и, если вы сбиты с толку, берите его. Полотно экрана, вообще говоря, способно очень заметно влиять на изображение. Безусловно, есть способы улучшить изображение с помощью полотна экрана. Однако, для большинства потенциальных покупателей скажу: в ценовой группе проекторов до $2000 (может и до $3000) я бы не потратил ни одной лишней копейки на экран. Я бы скорее покрасил стену белой матовой краской и получил бы при этом все, что проектор способен дать. На этом уровне цен каждый шаг к более дорогому проектору дает существенный прирост качества изображения. Если у вас есть ровная белая матовая поверхность, то этого достаточно. С точки зрения изображения, ваш проектор даст 99% неточности и 1% даст экран. Безусловно, возможно найти супер-плохую поверхность экрана, которая плохо повлияет на изображение, но это сложно сделать, если она: белая, матовая, ровная.

Вообще говоря, в наше время действительно сложно найти краску, у которой были бы сильные проблемы с оттенком белого или с матовостью. А вот ровность и гладкость поверхности достигается далеко не всегда. Кстати, чем выше разрешение проектора, тем этот вопрос встает острее.

В общем и целом, белое матовое полотно возвращает вам ровно то, что вы на него светите и адекватно для абсолютного большинства проекторов. Можно ли использовать дорогой проектор с экраном за 5 рублей? — я уверен, что да. Здесь не работает аналогия про Ламборджини и качественную дорогу. В случае с проекторами, дорогой проектор может многое и со стандартным экраном, но не наоборот.

Контрастность

Если вы хотите что-то улучшить в изображении, то это что-то — контрастность изображения. Суть контрастности в том, чтобы при проецировании черного цвета на экран упало как можно больше «черных фотонов». Это шутка. На самом деле, чем выше контрастность проектора, тем меньше света «протекает» на экран через объектив при показе черного экрана или черного участка изображения. Но способностью проектора блокировать свет все не ограничивается. Свет, как известно, падает на экран и с ближайшей звезды, и от люминесцентных ламп, а также, что очень важно, свет самого проектора отражается от экрана на стены, а от стен — обратно на экран. Когда свет попадает на «черный» экран, мы прощаемся с настоящим, глубоким черным цветом рукой. 

Чтобы этого избежать, можно:

1. Отключить свет, заколотить окна, дождаться ночи — решается проблема внешней засветки экрана.

2. Перекрасить мебель и стены в черный цвет — решается проблема переотраженного света проектора.

Сделано? — Отлично — вам все еще достаточно матового белого экрана.

У вас учебный класс или аудитория? — Во-первых, вам должно быть наплевать на глубину черного. А чтобы повысить контрастность, вам, наоборот, надо перекричать внешнее освещение яркостью проектора. Хотя я также видел, как на экраны крепились конструкции наподобие небольшого козырька, оберегавшие их от самых близких источников света — хорошая штука.

Потом, берете вы экран для организации под названием «школа», или для организации «семья», вам, скорее всего, не дадут покрасить стены и потолки в черный цвет...

Теперь давайте поговорим о том, чем может помочь полотно экрана...

Серый экран. Интересная штука и не обязательно дорогая. Смысл серого экрана в том, что он поглощает часть любого света, падающего на него, в том числе — переотраженного света от стен. Если серый экран поглощает 30% света, например, то говорят, что этот экран имеет коэффициент усиления 0,7 (gain). Использование серого экрана крайне желательно в ситуации, когда проекто имеет некоторое количество лишней яркости и нет другого способа ее снизить. Если вы берете проектор для домашнего кинотеатра, то знайте: лишняя яркость = менее глубокий черный цвет. Если лишнюю яркость вы, возможно, не заметите, то более яркий «черный» — очень даже. В этом случае, с помощью серого матового экрана вы уберете лишнюю яркость, сделаете черный более глубоким и уменьшите влияние внешней засветки. Если лишней яроксти нет, то использование такого экрана приведет к слишком темному изображению. А в освещенных помещениях, где гонятся за яркостью проектора, в таких серых экранах нет смысла.

Глянцевый экран. Не «глянцевый», а «с высоким коэффициентом усиления» (high-gain). Матовый экран рассеивает свет равномерно и обладает коэффициентом усиления «1». Экраны с усилением > 1 отражают свет под углом, равным углу падения, как у зеркала, более сфокусированно.

Это ограничивает угол обзора, делая изображение более ярким, для стоящих по центру экрана и менее ярким для тех, кто стоит сбоку. Таким образом, если вы рассчитываете сидеть по центру, то такой экран позволяет вам получить почти безвозмездно дополнительный прирост яркости! Но второе полезное качество такого полотна в том, что свет, падающий на него сбоку, отражается под тем же углом, то есть, не на зрителя, а куда-нибудь в стену, что крайне позитивно сказывается на уровне черного и контрастности изображения! Но эти специализированные поверхности стоят уже совершенно другие деньги, в разы дороже, чем их матовые белые аналоги. Потенциальный недостаток экранов с большим усилением — возникновение неравномерного распределения яркости по экрану, «светового пятна».

Кстати, если на серый экран нанести специальное оптическое покрытие с усилением, то можно получить серый экран с усилением > 1. Таких вариантов полотен с двойным покрытием много, например, у компании Stewart.

Кстати говоря, один из способов борьбы со световыми пятнами — это установка проектора как можно дальше от экрана.

Ну и, как вы поняли, наличие у экрана усиления непосредственно влияет на п.1 данной статьи, позволяя использовать с тем же проектором экран с большей диагональю. Это особенно важно для проекторов, которые после точной настройки цветопередачи (калибровки) дают существенно уменьшенную яркость.

Ультракороткофокусные проекторы

Если проектор располагается почти вплотную к экрану и светит на него под большим углом, то использовать для него экран с большим усилением крайне нежелательно, т.к. значительная часть светового потока уйдет в пол или потолок. С другой же стороны это ожно рассматривать как плюс, например, при проецировании на глянцевую маркерную доску — световое пятно в этом случае переместится за пределы ее поверхности доски. Тоже вариант.

Также, если поверхность не является идеально ровной, например из-за того, что она слабо натянута, то это приведет к неприемлемым искажениям изображения.

Каркас экрана

Когда-то данная статья начиналась с этого пункта.

Пожалуй, самый стандартный экран — стационарный настенный экран на фиксированной раме. Используется такой вариант в любых помещениях, где есть возможность зарезервировать под экран столь большой кусок стены — что дома, что в школе или переговорной. Это недорогой вариант, обеспечивающий оптимальное натяжение полотна.

Рулонные стационарные экраны крепятся на потолок или стену и при необходимости разворачиваются. При желании такой экран может закрыть школьную доску, окно или даже другой экран. В общем, очень гибкое решение для самых различных задач.

Соответственно, эти рулонные экраны делятся на ручные имоторизованные, управляемые с пульта, включением проектора или через какую-нибудь систему типа «умный дом». Проблемой многих рулонных экранов является слабое натяжение и неровность поверхности. Как правило, это абсолютно незаметно при включенном проекторе, но хорошо видно, если в комнате включен свет. Подобные экраны могут также быть вмонтированы в потолок и совершенно незаметны, пока не используются, в любой момент трансформируя помещение в кинозал.

  

Существуют также рулонные экраны с системой натяжения полотна, что дает известные преимущества и выглядит очень солидно:

Говоря о мобильных экранах, можно выделить экраны для выездных презентаций, которые обычно устанавливают на треногу и сворачиваются в футляр (либо полотно снимается с каркаса и сворачивается в футляр):

  

При использовании таких экранов нужно, разве что, быть осторожным с идеей использовать короткофокусный проектор в качестве мобильного.

Следующий тип мобильных экранов — это экраны на сборных рамах, которые хорошо подходят для временных инсталляций любых размеров. Такие экраны отличаются возможностью качественно и ровно натянуть полотно и бывают любых размеров.


Зависимость размера экрана от расстояния до проектора

Иногда может оказаться, что вы ограничены при выборе размера экрана параметром проектора, известным как "проекционное отношение" (throw ratio). Оно равняется отношению расстояния от проектора до экрана к ширине экрана. Если у проектора данный коэффициент = 0,5, то с 50 см от экрана у вас будет картинка шириной 1 метр. Это — короткофокусный проектор. Если коэффициент = 2, то… вы, увы, не сможете получить ширину экрана 2 метра с расстояния 3 метра от экрана (а только с 4 метров).

Зум (оптическое масштабирование) дает вам некоторую свободу, позволяя «уменьшить картинку» и расположить проектор дальше. У проектора с зумом появляется два проекционных отношения: максимальное и минимальное. Такой проектор можно поставить ближе или дальше, сохранив размер экрана, или можно изменить размер экрана, оставив проектор на прежнем месте.

Сдвиг изображения

Офсет. Практически у всех проекторов изображение располагается не по центру объектива, а со смещением вверх. Таким образом, проектор можно поставить на стол или тумбу, а изображение окажется выше. А при потолочной установке проектор перевернут и изображение смещается вниз. Офсет влияет на расположение экрана по вертикали, поэтому его надо учитывать.

Сдвиг объектива. Некоторые проекторы позволяют самостоятельно регулировать сдвиг изображения, причем не только по вертикали, но и по горизонтали, что увеличивает гибкость расположения экрана.

Резюме

Мы рассмотрели основные проблемы и основные шаги при выборе экрана:

1. Определиться с размером и соотношением сторон экрана
2. Определиться с типом полотна и его свойствами
3. Определиться с каркасом экрана
4. Определиться с местом установки экрана

Также, сайт Myprojector.ru имеет принципиальную позицию, что экран вторичен по отношению к проектору. По крайней мере, в начальной и средней ценовых категориях, где сами проекторы так сильно отличаются друг от друга по цветопередаче, равномерности распределения яркости и пр, что даже недорогому экрану сложно внести столь же весомый вклад в ухудшение качества изображения. Поэтому, дорогие «бюджетники» (кто берет «бюджетные» проекторы), не заморачивайтесь на предмет того, что экран убьет вам картинку — не убьет. С другой стороны, почтенные господа киноманы прекрасно знают, что, вложив дополнительные $2000-$4000 в экран, можно существенно улучшить производительность системы экран-проектор, что наиболее актуально в помещениях с некоторым фоновым освещением.

5 комментариев

Я бы еще добавил, что если вы хотите сделать толковый домашний кинотеатр, то нужно задуматься не только о правильном выборе экрана, но и о дополнительной обработке помещения. В частности, — покрыть стены темным матовым материалом (или хорошо поглощающей свет краской). А то с любым экраном отраженный свет будет сильно освещать помещение. Из-за этого контрастность изображения (и пресловутая глубина чарного) пострадают довольно заметно.
avatar
Как выбрать экран для проектора — для каких задач? Нужно сразу разграничивать критерии для домашнего кинотеатра и для остального. Тогда на первом же этапе отсекается половина вариантов.
avatar
Обновил статью!
avatar
Привет. Предлагаю услуги профессионального копирайтера. Хорошего копирайтера теперь найти адски тяжело. И продвижение сайта либо услуг стало одним из главных приоритетов в интернет-маркетинге. Но что делать, когда сео погибает? Покупка ссылок, простая расход денег. Продвижение поведенческими факторами убыток времени. А заказ текстов у рядового копирайтера — загон сайта под фильтры поисковых систем. Я помогу Вам. Закажите копирайтинг у профессионального копирайтера и избавьтесь от проблем. Пишу тексты на заказ для социальных сетей, e-mail рассылки, рекламной продукции, продвижения сайта и услуг. Заказать тексты у копирайтера: ksu-roholeva(точка)com E-mail: ksu.roholeva@gmail(точка)com Skype: mamina_ja Viber: +38 (097) 819-26-12
avatar
vonlaine.net/groups/znakomstvainvalidovmoskva — знакомства инвалидов москваhttp://vonlaine.net/groups/saytznakomstvmoskve — сайт знакомств москвеhttp://vonlaine.net/groups/vechernyayamoskvaznakomstva — вечерняя москва знакомстваhttp://vonlaine.net/groups/zhurnalznakomstvmoskva — журнал знакомств москваhttp://vonlaine.net/groups/znakomstva40moskva — знакомства 40 москва
avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.