1

Проекторы для игр: подводные камни мечты

 Смотрите тест-драйв Epson EH-TW5200 (Quake, AC:Black Flag, GTA 5)

Если вы любите игры и задумались о покупке проектора, если вас соблазнил сладкий плод широкой, очень широкой диагонали изображения, если выбор между реальностью и игрой сделан окончательно и в пользу игры, — поздравляю! В этой статье я хотел бы коснуться некоторых некоторых моментов, знать о которых может быть полезно до того, как деньги потрачены. Хотя проекторы для игр не существуют, как отдельный вид, я постараюсь рассмотреть проекторы именно с точки зрения геймера.

Чего я хочу получить от проектора для игр?

Есть три варианта:

1. Вы хотите огромную картинку, чтобы получить эффект кинотеатра, максимально погрузиться в игру, задействовать значительную часть поля зрения.

2. Вы хотите большой экран, чтобы играть в игры и смотреть кино из любой точки в помещении. В этом случае экран большой, но далеко от вас, поэтому вы получаете не такой сильный эффект погружения, как в первом случае.

3. Вы хотите брать проектор в дорогу: за город, в путешествия и пр., и использовать в качестве портативного экрана для ноутбука. Даже карманные проекторы порой способны произвести изображение впечатляющего размера, хотя следует помнить, что их меньшая яркость означает, что обычный «универсальный» проектор справился бы с задачей лучше.

Вот на что порой способны карманные проекторы:

Однако, замечу, что видео и фотографии очень приблизительно передают такие моменты, как яркость и цвета, — на них не всегда заметна даже разница между проекторами с совершенно разными возможностями.

Итак, всё описанное выше проектор позволяет сделать. Если говорить о качестве изображения, — то не стоит считать, что проектор обязательно предполагает жертву качеством картинки ради размера изображения. Безусловно, в плане цветопередачи современный монитор будет превосходить проектор начального уровня. Однако, даже бюджетный офисный проектор порой может порадовать качеством изображения, не говоря уже о новейших проекторах для дома ценой более $1000, начиная с таких прорывных моделей, как Epson EH-TW5200 и BenQ W1070. Начиная с этого уровня, качество изображения становится исключительным.

Сразу оговорюсь: «офисные» проекторы — они же «универсальные» проекторы. Они же — бюджетные, цена — строго до $1000, потому что от $1000 идут уже хорошие модели домашних проекторов со значительно улучшенным изображением.

В общем, у проекторов есть куча воодушевляющих преимуществ. Однако, есть и ограничения, о которых надо помнить.

Какие такие ограничения?

Вы хотите гигантскую картинку, ничего не отдав взамен? Так не бывает. Прежде всего надо понимать, что добиться от проектора качественного изображения можно только в темноте. Безусловно, можно использовать проектор и при некотором освещении, но чем больше света, — тем хуже контрастность изображения. Оптимальное изображение предполагает зашторенные окна и полную темноту в помещении. Возможно, вы ранее слышали, что в идеале надо затемнить стены, но советую не париться по этому поводу — переотражение света проектора от стен на экран вносит мизерный вклад по сравнению с другими вещами. 

Подробно про контрастность — чуть ниже, но главная идея в том, что контрастность отражает то, насколько проектор способен показать чёрный цвет. Глубокий чёрный. Проблема в том, что достичь идеально чёрного не сможет ни один проектор, а недорогие модели вместо чёрного покажут вам тёмно-серый. Это — один из нескольких параметров проекторов, за которые люди готовы платить в разы, а то — и в десятки раз больше.

Однако, современные проекторы являются результатом долгой эволюции, поэтому даже довольно слабую по современным меркам контрастность проектора можно терпеть, если с яркостью и цветами всё нормально. 

Потом экран. «Экран — неотъемлемая часть проекционной системы» — так говорят. Тем не менее, экран стоит денег и может существенно влиять на изображение… Можно ли без него обойтись?..

Лампа. Вы слышали, что у лампы проектора ограниченный ресурс, а замена может обойтись от $200 до $400...

Да, самое важное… Где вы будете устанавливать проектор? А вы уверены, что он сможет показать желаемый размер изображения оттуда? Вообще, подойдёт ли он под ваше помещение?..

Постойте, не уходите! Не бросайте мечту! А что до проблем, — так они решаемы… Собственно, далее разговор пойдёт, в основном, о проблемах. А когда всё хорошо, то это выглядет вот так (картинка 125 дюймов, ширина 2,7 м):

Размер имеет значение!

Фу, какая банальность. Конечно имеет — на то он и проектор, верно? Какой размер изображения можно получить? Теоретически — до 7 метров. Однако, вы же понимаете, что нет смысла. Вам же не всякое изображение подойдёт, а только нормальное, с сочными, яркими цветами. Чем меньше экран — тем больше яркость изображения, и наоборот. Так вот, здесь предлагаю остановиться поподробнее и вникнуть в детали. За размер изображения отвечает параметр «световой поток», который также принято называть «яркостью» проектора. Измеряется он в люменах (лм). В характеристиках проектора заявляется максимальный световой поток, который он может выдать при отображении белого экрана. У бюджетных проекторов он обычно около 3000 люмен. У проекторов для дома он в районе 2000 люмен, у некоторых высокоспециализированных и сверхдорогих моделей для домашнего кинотеатра — даже около 1300 люмен.

Скорее всего, ваш проектор будет от 2000 до 3000 люмен. Казалось бы, раз у элитных моделей яркость чуть более 1000 люмен, то уж 2000-3000 — этого хватит с запасом… Давайте разберймся.

Как правило, световой поток более 2000 люмен используется при свете в помещении. Самый яркий режим изображения проектора обычно именуется «Динамическим» и он ужасно несбалансирован по цветам! Режимы с более правильными цветами, наиболее распространённым из которых является режим «Cinema» (Кино), будут куда менее яркими. Потеря яркости при переключении в правильный режим может достигать 50%!

Хотя утверждение, что многое зависит от экрана, верно, лишь определённые типы экранов позволяют усилить яркость и они довольно дорогие. В остальных случаях экран способен лишь ослабить яркость. Например, если «экран» — вовсе не экран, а стена с… неоптимальным покрытием.

У проектора обычно есть два режима яркости лампы (они же — режимы энергопотребления): «Нормальный» и «Эко». В Эко-режиме яркость снижается на 20%-40%, при этом увеличивается максимальный ресурс работы лампы, а из-за понизившейся температуры вентиляторы работают тише, что иногда само по себе оправдывает использование именно этого режима. 

Резюмирую: для достижения оптимального результата, в том числе — с точки зрения качества изображения, проектор в итоге не выдаёт максимальную яркость. Потери яркости происходят на разных стадиях:

  • После настройки цветов, либо в режиме с более точными цветами (Cinema и пр.)
  • При переходе лампы в Эко-режим 
  • При использовании оптического масштабирования. Обычно, при настройке объектива для отображения минимального размера картинки (самый длиннофокусный режим), световой поток снижается.

Безусловно, существуют объективные и измеримые критерии того, каким должно быть изображение, однако до определённой степени точности можно полагаться на собственные глаза. Критерием достаточной яркости изображения я считаю такую яркость, при которой, выведя на проектор белый экран, вы получаете цвет, который вы бы назвали белым, а не ярко-ярко серым. Последнее означает, что яркости, очевидно, не хватает.

Вот пример из жизни: на белую матовую проецирую белый экран с проектора с яркостью в 2700 люмен. После регулировки цветов проектор даёт от 1200 (Эко-режим) до 1400 люмен. Этого хватает, чтобы отобразить пригодный белый на экране диагональю от 85 до 100 дюймов. Реально размер изображения был от 186 см x 117 см, до 209 см x 133 см. Причём, при диагонали 100 дюймов предпочтительно использовать «нормальный» режим лампы. Очевидно, что для работы с экраном в 130 дюймов диагональю, уже потребуется специальный экран с усилением. Об этом ниже.

Хотя это — лишь единичный случай, но он неплохо иллюстрирует подход к выбору размера экрана. В любом случае, если это — ваш первый проектор, то можно взять экран с запасом, а потом при необходимости уменьшить размер изображения.

А надо ли корректировать цвет, если он приводит к потерям яркости?

Привыкнуть можно к любому изображению, но увидеть отклонения довольно просто, — стоит взять одну из классических настроечных таблиц, которые можно без проблем найти в Интернете и включить самый яркий режим проектора. Ниже — фотографии, на которых виден зелёный оттенок динамического режима одного из проекторов. Собственно, на них и показана корректировка,  приведшая к подению яркости с 2700 до 1200-1400 люмен.

Яркий режим — зеленоватый оттенокЯркий режим после корректировки

 

Данные снимки не передают изменения яркости и очень приблизительно передают цвета. Однако, видно, что изначально, в ярком режиме у изображения имеется зелёный оттенок.
Это отчётливо заметно на шкале белого — полях с переходами от чёрного к белому. На белом мы наиболее отчётливо видим зеленоватый окрас, но остальные цвета затронуты в той же степени. В каком-нибудь Skyrim зеленоватый снег вряд ли добавит позитивных ощущений. Поэтому включаю цветокоррекцию и убавляю зелёный, пока шкала белого не станет тем, что я бы назвал серым. Однако, внезапно обнаруживается, что что синий и красный достигают своего пика где-то на 90% шкалы, оставаясь на этом уровне до конца шкалы. Приходится их тоже ослабить, на 4 пункта каждый. Зелёный оттенок опять становится заметен — ослабляю и зелёный на 4 пункта. Получается более правильное, но менее яркое изображение.

Давайте сравним его с тем, что установлено по умолчанию в режиме «Cinema»Что не удивительно, ручная корректировка режима «Динамический» дала очень похожий результат, с почти такой же яркостью. Заметно лишь отличие в плане того, что считать серым. Всё-таки, моя настройка оказалась смещена в сторону голубого, а стандартная настройка — в сторону зелёного. Более точный результат я бы получил, если бы ещё больше ослабил зелёный и синий, потеряв ещё больше яркости.

Яркий режим после корректировкиРежим «Кино» без регулировок

 

В общем, стандартный режим «Cinema» может быть довольно неплох, а более точная настройка на глаз является делом затруднительным. А если вы вдруг скажете, что эта разница не стоит такой потери яркости, то поздравляю — в ярком режиме вы сможете осветить данным проектором в два раза больший экран. Ведь мы жертвуем яркостью только для того, чтобы убрать раздражающий дисбаланс цветов.

У DLP проекторов начального уровня настройка может быть запутана дополнительным обстоятельством: у таких проекторов белый цвет обычно искусственно усилен до такого уровня, что остальные цвета «не поспевают» за ним. В этом случае происходит интересный эффект: яркость, вроде бы, достаточная, баланс белого, вроде бы, лучше, но это потому, что цветов мало, — они выглядят заметно более тёмными. Чтобы привести цвета в соответствие с яркостью белого, нужно отключить форсирование белого в меню проектора (иногда данная функция именуется «BrilliantColor»). Это тоже приводит к потере яркости.

Экран

Как было замечено выше, экран может влиять на яркость. Поверхность экрана характеризуется параметром «gain», или усиление. Усиление, равное 1,0 — это обычный белый матовый экран. Он считается стандартом и не влияет на яркость. При более высоком коэффициенте усиления: 1,1, 1,3 и более, яркость изображения возрастает в соответствующее число раз для сидящих перед проектором, при этом она снижается для тех, кто смотрит на экран под большим углом. Экраны с усилением — отличный способ повысить яркость изображения, однако, если усиление слишком сильное, это чревато появлением светового пятна, либо неравномерностью распределения яркости по экрану. Безопасным вариантом считается gain 1,3. 

Усиление менее 1,0 — это серые экраны, которые позволяют улучшить глубину чёрного (см. контрастность), поглощая часть прямого и отражённого от стен света проектора, падающего на экран. Однако, использовать серый экран имеет смысл только при наличии избыточной яркости, так как, делая чёрный более глубоким, серый экран делает более тёмными и остальные цвета.

Если вы ищете совсем бюджетный вариант, то вместо экрана можно с успехом использовать покрашенную поверхность. По отзывам, хорошо зарекомендовала себя краска Тиккурила серии Гармония. Этот вариант не будет хуже недорогих экранов и позволит высвободить средства для покупки проектора из более дорогой категории, который даст заметное улучшение качества изображения, хоть на стене, хоть на экране.

Разрешение? 

Full HD (1920x1080), если только вы не хотите всех обхитрить и сильно сэкономить. В этом случае можно взять WXGA проектор (1280x800), но сетка пикселей в этом случае может быть заметна. Сетка пикселей видна примерно одинаково отчётливо у 3LCD и DLP проекторов, хотя является ли она проблемой и компенсируется ли достигнутой экономией — вопрос чисто субъективный.

Контрастность проектора

Контрастность проектора показывает, насколько близкий к чёрному цвет на нём можно в идеале получить. Ни один проектор не способен отобразить идеально чёрный даже при полном затемнении помещения. Некоторые бюджетные проекторы дают, в лучшем случае, тёмно-серый, тогда как самые дорогие приближаются довольно близко к чёрному, за что, безусловно, платятся немалые деньги.

Низкая контрастность не обязательно означает, что изображение будет плохим. На ярких сценах низкая контрастность может быть вообще незаметна, а на сценах, сочетающих яркий свет и тени глаз воспринимает чёрный, как более глубокий. 

На скриншотах ниже симитировано одинаковое снижение контрастности на светлых, тёмных и смешанных изображениях:

 

Где низкая контрастность заметна более всего, — так это на тёмных сценах и сценах, сочетающих тёмные и средней освещённости участки. Так что, если вы летаете на звездолётах, космос будет не столь глубоким, как хотелось бы.

Также следует учитывать, что контрастности изображения вредит (не очень сильно) свет самого проектора, отражённый от экрана на стены и потолок, а оттуда — обратно на экран. При свете в помещении о контрастности можно забыть — нельзя из белого экрана сделать чёрный.

Также у проектора есть ряд функций, влияющих на контрастность. К примеру, мы говорили, что у лампы обычно есть два режима работы: «нормальный» и «эко-режим». Уровень чёрного будет чуть хуже в «нормальном» и чуть лучше в «эко». Что интересно, выбор режима изображения (Динамический, Кино, Презентация и пр.) на уровень чёрного обычно не влияет, так как режим картинки не влияет на яркость лампы, а только на то, что матрица/матрицы делают с этим светом. Поэтому, кстати говоря, наилучшая контрастность может быть достигнута именно в «Динамическом» режиме, а не в «Кино».

У многих офисных проекторов и почти у всех проекторов для домашнего кинотеатра имеется "динамическая диафрагма" (iris). Диафрагма умеет частично перекрывать световой поток. К примеру, на экране солнечный день — диафрагма открыта и проектор выдаёт максимальную яркость. На экране тёмное помещение или звёздное небо — диафрагма закрывается, снижая общую яркость и, в том числе, — делая чёрный более глубоким. Однако, алгоритмы, по которым работает диафрагма, различаются. У более дорогих домашних проекторов она работает незаметно, улучшая глубину чёрного там, где это возможно. У недорогих проекторов она может работать не только резко, но и шумно.

Принцип работы динамической диафрагмы показан на скриншотах:


Кстати говоря, контрастность, которую заявляют в спецификациях проектора, называется «динамической». То есть, при её измерении самый высокий уровень яркости сравнивается с самым низким не на одном экране, а на двух разных изображениях. Немудрено, что диафрагма, перекрывая свет лампы, порой в десятки раз увеличивает этот параметр. В зависимости от качества диафрагмы, это может быть полезно в большей или меньшей степени.

DLP и 3LCD

Есть две основные технологии формирования изображения. Большинство геймеров будут выбирать именно между DLP и 3LCD проекторами. Сразу перейду к тому, чем эти проекторы обычно отличаются, как говорится, «при прочих равных». В большей степени эти различия характерны для недорогих моделей:

DLP проекторы обычно дают более глубокий чёрный, что хорошо. Однако, DLP проекторы часто не способны отображать правильные цвета на высокой яркости (на большом экране), что плохо. Всё потому, что DLP могут проецировать белый сам по себе, а 3LCD проекторы всегда получают белый смешением красного, зелёного и синего.

DLP проекторы могут демонстрировать «эффект радуги» при движении объектов по экрану, либо при перемещении взгляда по экрану. В этом случае за объектами может быть виден радужный шлейф. Зато даже у самых недорогих DLP проекторов имеется какая-никакая поддержка 3D.

Начиная от $1000, разница между технологиями становится заметна слабее. Контрастность 3LCD проекторов улучшается, имеется качественное 3D. У DLP проекторов появляется возможность качественного отображения цветов, а «эффект радуги» сходит на нет или почти на нет.

Кстати говоря, 3D требует дополнительного резерва яркости. Зачастую, для сохранения приличной яркости в 3D используют экран меньшей диагонали.

Последнее и самое важное — Установка проектора

У проектора есть фиксированное «проекционное соотношение» (throw ratio), с помощью которого вы можете рассчитать, на каком расстоянии от экрана нужно расположить его, чтобы получить желаемую ширину изображения. Проекционное отношение — это отношение расстояния до экрана к ширине экрана. Возьмём некий проектор X. У него проекционное соотношение равно 1,3 к 1 — 1,56 к 1. Это потому, что у него есть объектив с 1,2x зумом (масштабированием). Допустим, нам надо картинку шириной 2,5 метров. Как далеко от экрана можно разместить проектор?

проекционное отношение. = расст. до экрана/ширина экрана

1,3 = расст. до экрана/2,5
либо 1,56 = расст. до экрана/2,5

Таким образом, проектор можно расположить на расстоянии от 3,25 м до 3,9 м до экрана.

Да, — изображение 2,5 метров в ширину — это очень даже много (диагональ 112 дюймов). Но не всегда найдутся требуемые 3-4 метра от экрана до проектора. Так что это надо заранее рассчитать.

Спасибо Ali за картинку:

Есть кое-что ещё. Дело в том, что при таком расстоянии проекции, чтобы увидеть действительно большую картинку, вам надо сесть ближе к экрану, то есть вы будете находиться между проектором и экраном. Вопрос: не будете ли вы загораживать проектор и бросать тень на экран? В любом случае, в такой ситуации придётся использовать проектор в потолочном варианте проекции, то есть кверх ногами. Дело в том, что проекторы обычно имеют некоторый сдвиг изображения относительно центра экрана. Когда проектор стоит на ножках, изображение сдвинуто вверх. А в режиме «потолочной установки» проектор перевёрнут, а изображение сдвинуто вниз. Если вы будете сидеть между проектором и экраном, то последний вариант является оптимальным. В качестве временного решения проектор можно поставить вверх ногами на полку:

Чтобы рассчитать всё точно, используйте специальные калькуляторы на сайтах производителей проекторов. Зачастую, смещение изображения относительно центра объектива можно рассчитать только там.

У более дорогих проекторов для домашнего кинотеатра имеется функция «сдвиг объектива» (lens shift), которая позволяет просто брать и сдвигать изображение вверх-вниз/вбок на определённый процент от его высоты/ширины, а более мощный объектив даёт возможность более гибко выбрать положения проектора от экрана. Наконец, в самом крайнем случае можно прибегнуть к такой ереси, как установка проектора под углом к экрану с использованием функции коррекции трапецеидальных искажений. Однако, это неизбежно приведёт к ухудшению детализации изображения.

Если расположить проектор под углом к экрану, то можно решить ряд проблем с у становкой — стоит лишь использовать встроенную в проектор функцию коррекции геометрии (по вертикали или горизонтали, если имеется). Функция вертикальной коррекции трапецеидальных искажений (vertical keystone) позволяет устанавливать проектор не перпендикулярно экрану по вертикали. Горизонатльная коррекция позволяет установить проектор левее или правее зрителя, чтобы последний не загораживал свет. Однако, эти два метода считаются кощунством, так как ухудшают разрешение.

Задержка входа (input lag)

И самое последнее. Чем более дорогой проектор, чем более качественно он обрабатывает видео, чем больше у него дополнительных функций по улучшению изображения, — тем больше времени проходит с момента отправки сигнала на проектор до появления картинки на экране. Как правило, эта проблема не стоит у офисных моделей. Однако, в случае со специализированными домашними проекторами следует знать, какова минимальная задержка входа (при отключении всех дополнительных функций по улучшению картинки). Если задержка входа считается приемлемой, если она не превышает 40 миллисекунд (0,04 секунды).

1 комментарий

LightMaster,
Большое спасибо за статью! Давно искал нечто подобное на данную тематику.
Подбираю себе в данный момент проектор для дома, поэтому перелопатил уже кучу форумов в поисках оптимального варианта в качестве первого проектора: кино/спорт/игры.
Я полагал, что задержка отклика (задержка входа / Input Lag) будет первым и ключевым параметром для игроков при выборе проектора. Отсюда заминка — упомянутый проектор Epson EH-TW5200. Хоть он и позиционирует как игровой и притягивает своей крайне бюджетной ценой, но время отклика у него совсем не игровое — 67 мс по HDMI в игровом режиме! Его предшественники TW3200 и TW3600 показывают(ли) гораздо более серьёзные значения в районе 18-20 мс (1-1,5 кадра). Или, например, Panasonic PT-AR100. У более дорогих моделей Epson TW6100 и TW8100 и вовсе 90-100мс! %)
Но это речь лишь о 3LCD проекторах, у DLP проекторов в этом плане гораздо меньше проблем — зато вылезают другие. Тут уж дело индивидуальное. Далее уже определившись с моделями, можно бы и вычёркивать модели по качеству картинки и доступности цены.
avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.