Как выбрать домашний проектор?

Данная статья посвящена такому деликатному процессу, как выбор домашнего проектора. К сожалению, проектор — не арбуз и по цвету и характерному хрусту корпуса о его параметрах ничего не узнаешь. Спецификации, как правило, могут рассказать о каких-то второстепенных вещах, таких как принципиальное наличие той или иной функции, или об особенностях установки проектора, но они мало что скажут о качестве изображения. Каждый производитель с удовольствием расскажет, что у него самое лучшее изображение благодаря, конечно, какой-нибудь специальной функции...

Ну а ограничиться, посоветовав конкретные модели я не могу, да и читать это никто не будет. Скажут: реклама (и будут правы).

В итоге, эта статья будет самым занудным гайдом из имеющихся на сайте, поскольку в ней будет по возможности подробно рассказано о различных аспектах, которые учитываются при выборе проектора любой ценовой категории.

Да, мы ведь выбираем не абы какой проектор, а проектор для дома — это дело тонкое.

Зная, на что обращать внимание, вы сможете попытаться найти нужную вам информацию в обзорах или съездить в демо-зал и посмотреть проектор живьем, если такая возможность предоставляется дилером или производителем. На самом деле, актуальнее всего обзоры. 

Все же, для справедливости надо сказать, что некоторые параметры из спецификаций могут быть информативны. Взять, к примеру, максимальную яркость или технологию проектора (3LCD, DLP и пр.). Однако, и тут есть свои подводные камни.

В общем, желаю вам разобраться в теме проекторов и, если данная статья сможет вам чем-то помочь, то будет замечательно.

 16 Декабря 2015

Краткое содержание статьи

Бюджет решает все и ограничивает ваши возможности при выборе проектора. Также одна из первых вещей, о которой есть смысл подумать при выборе проектор — это что за формат вы будете смотреть на этом проекторе. Скорее всего, раздумье не будет долгим, поскольку это в 99% случаев будет full HD разрешение, либо совсем бюджетный вариант для просмотра контента в формате 720p, хотя есть, конечно, шанс, что эту статью читает потенциальный покупатель 4K проектора. В любом случае, условия освещения, в которых будет использоваться проектор, очень важны — они влияют на то, в какой степени вам нужна высокая яркость проектора, либо высокая контратсность. В темноте яркость лишней бывает и есть способы ее понизить. Основные два критерия оценки проектора — это качество изображения и гибкость установки. Качество изображения состоит из таких параметров, как контрастность, точность цветопередачи, резкость. Заметное влияние на контрастность оказывает технология проектора. Основная же часть параметров, связанных с установкой проектора, имеет отношение к объективу проектора: диапазону зума и так называемому «сдвигу объектива», которые дают вам больше свободы при установке. Если проектор ставится на временной основе, то цифровая коррекция геометрии изображения сделает то, что не сделал объектив, правда с потерей резкости. Хотя параметры изображения оцениваются с позиции строгих стандартов цветопередачи, стандарты эти могли устареть, и современные проекторы предлагают возможность улучшить отдельные аспекты изображения: плавность, цветовой охват, резкость. Наконец, если вас это интересует, при выборе проектора стоит задуматься о том, что насколько он хорош для работы с 3D форматами, а также — при работе с видеоиграми, которые накладывают свои собственные ограничения.

Содержание статьи

  1. Цена
  2. Что будем смотреть?
  3. «Домашний проектор» или «проектор для домашнего кинотеатра»?
  4. Какая яркость нужна проектору?
  5. Управление яркостью
  6. Контрастность
  7. Цветопередача
  8. Технологии проекторов
  9. Пиксельная решетка
  10. Объектив и установка
  11. Цифровая коррекция геометрии
  12. Улучшалки изображения
  13. 3D режим
  14. Задержка сигнала и пр. для геймеров

Цена

Безусловно, бюджет — это важнейший фактор при выборе. Проектор за $1000 никогда не сравнится с проектором того же производителя за $3000. Хотя точнее будет сказать, что проектор за $1000 будет честно проигрывать по тем или иным параметрам, — ведь для нас имеет значение не сама по себе цена, а конкретные преимущества. И вот еще небольшая оговорка: разрыв цен между США и нами достаточно большой. С их масштабом рынка и их доходами, конечно, совсем другое отношение к ценовым группам проекторов.

К примеру, там некоторая модель full HD проектора продается за $700 и отношение к ней — что-то наподобие «взял — и ладно». У нас этот проектор будет стоить уже не $700, а, скажем, $1100 и его будут продвигать, как солидное устройство, а потребитель будет ждать от него высокого качества изображения. И это правильно.

А то, что «у них» будет стоить $1500 и считаться «начальным уровнем», у может рассматриваться, как продвинутое устройство за $2000, почти топовое. И, опять же, ничего неправильного в этом нет — наш потребитель взыскателен и имеет право получить самое лучшее за свои деньги.

Стоит также иметь в виду, что увеличенная цена проектора может быть связана не только с улучшением его главной характеристики — качества изображения, но и с добавлением тех или иных «наворотов». В связи с этим, сравнивая две модели одного производителя, бывает полезно понять для себя, было ли у более дорогой модели улучшено изображение, или же дополнительный функционал.  

Если брать грубо, то можно обозначить следующие ценовые группы:

1. Около $1000.

Это начальная группа full HD проекторов. Здесь присутствуют технологии одноматричная DLP и 3LCD. Данная группа обнаруживает все недостатки соответствующих технологий.

3. Около $3000.

Full HD проекторы этого уровня являются «венцом эволюции» для более недорогих моделей, поскольку они должны быть лишены всех грубых недостатков, обладать изначально точной цветопередачей, высокой контрастностью и большим количеством качественно реализованного дополнительного функционала. Эти же проекторы являются начальным уровнем «High-end» сегмента, который идет до $10'000 и выше.

4. Совсем High-end.

В этих проекторах могут использоваться наиболее дорогие технологии — LCoS и 3DLP, часто недоступные для менее дорогих устройств из-за высокой стоимости. В ряде случаев разница между проектором за $3000 и $8000 в плане качества изображения заметна только профессионалу, который знает, на что обращать внимание. Но есть и очевидные плюсы, такие как значительный прирост в «одновременной» (ANSI) контрастности, более высокая яркость с сохранением высокой точности изображения. Последнее время появился хороший повод запросить дополнительные деньги. 

Речь идет о 4K разрешении и его эмуляции. По мере того, как обрисовывается новый стандарт UltraHD Blu-ray, элитные проекторы стали поддерживать стандарты HDMI 2.0 и HDCP 2.2. И вот, последнее время стали появляться проекторы с поддержкой HDR и с намеками на ориентацию на цветовое пространство BT.2020.

2. Проекторы около $2000. 
 
Как ни крути, данный сегмент является «золотой серединой». Здесь можно найти модель, которая на 100% удовлетворит вас в плане отображения формата Blu-ray (full HD). Некоторые проекторы за эту цену (например Epson EH-TW6600) даже лучше подойдут для среднестатистического дома, чем более дорогие модели этого же производителя, заточенные под полностью затемненный домашний кинотеатр. Мы коснемся этого вопроса подробнее при обсуждении яркости. В общем, нет оправданий домашнему проектору за $2000 иметь неточности цветопередачи или недостаточную контрастность. 
 
Однако, следует помнить, что прирост цены может быть связан с дополнительным функционалом. 

0. Если вы хотите новый проектор за
менее, чем $800, а то и дешевле, то порой самый недорогой проектор с разрешением WXGA (1280x800) окажется идеальным выбором. Иногда приходится удивиться, сколь много можно получить за эти деньги. 
 
 

Ну и отдельный разговор — эти проекторы для специальных нужд: сверхпортативные, для игр, короткофокусные. Если вам нужны они, то приведенная выше логика цен, увязанная с качеством изображения, перестает работать. Многие дорогие проекторы не подойдут в качестве игровых из-за высокой задержки изображения. Портативные проекторы — это отдельная «специальная олимпиада». Слава Богу, что Benq сделал доступный КФ проектор W1080ST. Что касается компактности, то она всегда сопряжена с ухудшением тех или иных базовых параметров изображения: яркости и разрешения — прежде всего.

↑ Наверх 

Что будем смотреть?

Позвольте угадаю: Blu-ray качество. То есть, full HD формат. 

Нет? Тогда, скорее всего, качество 720p, для которого оптимален WXGA проектор. Может, даже DVD качество? Собственно, почему нет?

Я и тут не угадал? Тогда простите, что не узнал Вас — вы из тех, кому нужно все самое лучшее и сейчас и Ва, конечно, не интересует поиска баланса между качеством и ценой.

К чему это я? На данный момент компания THX сертифицирует, прежде всего, следующее: проекторы с разрешением full HD и цветовым охватом sRGB, который, как вы знаете из курса Истории, был введен еще в каком веке? А ведь сертификат THX для домашнего кинотеатра — это очень круто! В общем, хорошая новость в том, что все мы смертны и в плане точности мы все ориентируемся на full HD (1080p), sRGB цвет, сколько бы у нас ни было денег.

Еще есть всяческое 3D, либо с компьютера, либо с Blu-ray 3D плеера. 3D — Это отдельная тема, но позволю себе заявить, что 3D — это дополнительная возможность. Я неправ? — Возможно. Иногда бывает, что качественное 2D изображение не гарантирует качественного 3D.

Говоря о солидных проекторах, в нашу переходную эпоху (стандарт Blu-ray устаревает, новый еще не созрел) появился еще один вариант: улучшалки изображения. Другими словами, у вас стандартный исходный материал и дорогой проектор. Вы включаете несколько функций по обработке изображения, находите баланс между заметностью результата и его натуральностью и получаете что-то, что на ваш взгляд лучше, чем было в оригинале — более плавное движение, более высокая четкость и более живые цвета. И пошли к черту те, кто скажет, что так не было в оригинале. Так красивше — и этого достаточно.

Что-то я увлекся. Месседж был таков: если вы будете смотреть full HD, то вам нужно: 

  • физическое разрешение проектора full HD
  • цвет как можно ближе к sRGB — не 146% sRGB и не супер-улучшенный-sRGB. 100% sRGB достаточно — считают ребята в THX.

 

↑ Наверх ↑

«Домашний проектор» или «проектор для домашнего кинотеатра»?

Существует необходимость разделения домашних проекторов на "проекторы для домашнего кинотеатра" и "проекторы для гостиных". Последние также могут называться «проекторами для жилых комнат», «для домашних развлечений», или просто «для дома». Домашний кинотеатр представляет собой идеальные условия, сравнимые с трассой «Формулы-1», а «гостиная» — если не бездорожье, то проселочная дорога. Машина, хорошо заточенная под идеальную трассу может быть хоть в миллион раз дороже старенького УАЗа, но по бездорожью она просто не проедет. Точно так же, УАЗ не раскроет потенциала гоночной трассы. С проекторами то же самое, но стоит помнить, что УАЗ и болид — это крайности, и большинство машин находятся где-то между ними.

Домашний кинотеатр — это та самая идеальная скоростная трасса. Точнее, это помещение, в котором не только нет света и полностью заблокирован свет с улицы, но также присутствует затемнение стен и потолков. Дело в том, что экран проектора — белый. Черный цвет нам показывают на белой ткани! Действительно, если в помещении абсолютно нет света, то белый экран мы видим черным. Но стоит вам включить смартфон — и он уже будет хорошо выделяться в темноте. Зачем мы бережем экран от попадания света? — Да потому, что хотим сохранить черноту черного цвета, или «глубину» черного. Чем глубже черный — тем более контрастное, реалистичное изображение можно получить за счет выраженной разницы между яркими и темными его участками. Даже если внешнего света нет, свет проектора исключительно ярок — отражаясь от экрана, он продолжает рикошетить по комнате, после чего возвращается на экран и, чем меньше помещение и чем светлее стены, тем сильнее черный будет засвечен. Затемнение поверхностей путем их перекрашивания или обивки темной тканью существенно меняет дело.

Когда вопрос с подготовкой помещения решен, мы начинаем острее ощущать влияние самого проектора. Как и любой другой дисплей, он не умеет на 100% заблокировать «черный» пиксель, пропуская немного света на экран и слегка подсвечивая черный. Подготовив помещение и, надеюсь, вследствие этого не распрощавшись с женой, вы будете искать совершенства в своей «пещере» — проектор с идеальным черным, проектор, который практически не пропускает свет на экран, моя прелесть.

Ниже: подготовленное помещение домашнего кинотеатра. При просмотре свет будет выключен и помещение погрузится во тьму.

Очевидно, в «пещере» не нужна, а то и откровенно вредна высокая максимальная яркость. Яркость должна быть ровно такой, какой нужно. В режимах проектора, предназначенных для домашнего кинотеатра, яркость обычно не должна превышать 1000 Лм. Есть еще вот какой момент: чем выше возможная максимальная яркость, тем выше и «серее» будет черный. Если у вас есть лишняя яркость, то от нее имеет смысл избавиться, например, переведя проектор в эко-режим. Это улучшит и черный за счет снижения яркости лампы. А вот попытка уменьшить яркость через настройки изображения, а именно, с помощью знакомого каждому параметра меню любого телевизора «Контрастность», перекрывает только максимальную яркость, а черный не улучшает — ведь яркость лампы не изменяется...

Итак, мы поняли, что домашний кинотеатр и проектор для домашнего кинотеатра объединяются в единую систему, чтобы получить глубокий черный цвет. Чем дороже проектор, чем большая контрастность у него заявлена, тем лучше должно быть подготовлено помещение, чтобы эту контрастность реализовать.

Ниже: гостиная и «фактор жены».

 

Но что делать, если присутствует «фактор жены», или по другим причинам мы ставим проектор в обычной гостиной или другой жилой комнате? Может, на самом деле мы хотим смотреть футбол с друзьями — неважно. Проекторы ставят в спорт-барах, и кто мешает нам поставить проектор у себя в гостиной, где условия будут куда лучше, как и качество изображения.

Конечно, возникает проблема: яркость стен и потолка, наличие света, неполное затемнение штор — все это делает достижение максимальной контрастности, на которую способен проектор, самого глубокого уровня черного, невозможным. Впрочем, это вовсе не означает, что вы не можете получить сногсшибательное изображение.

Для начала скажите себе: «я рад, что мне не нужно гнаться за самым дорогим проектором и самым контрастным проектором», поскольку на фоне негативного эффекта от ярких стен, потолков и освещения, вклад самого проектора в засветку черных участков изображения будет более скромным. И здесь зачастую улучшение контрастности достигаеться приростом максимальной яркости проектора. И чем больше света в комнате — тем в большей степени нужна дополнительная яркость. Подробнее о контрастности — здесь.

Ниже: приблизительный эффект от паразитной засветки экрана.

slidersliderslider

Представьте себе офис с полным освещением и проектор. Очевидно, никакого черного цвета там нет и в помине. Однако, вы удивитесь, когда обратите внимание, что при показе презентации вы вдруг увидите черный цвет. Да, присмотревшись, вы скажете, что это так-себе черный, но ведь черный! При наличии на одном кадре яркого и темного участков, глаз отстраивается по яркому, который становится эталоном белого. То, что при выключенном проекторе было белым, становится для вас черным, и чем ярче проектор, тем чернее будет черный. Итак, особенности нашего зрения в некоторой степени помогают нам в условиях, когда на экране есть и яркое и темное. Надо рассмотреть еще два варианта.

Если на экране доминирует яркое, например при показе красочной анимации, или морского побережья, то практически нет черного, который можно испортить. Яркие сцены практически не страдают.

Хуже всего дело обстоит с черными и темными сценами. Для неподготовленного помещения + недостаточно контрастного проектора это самое трудное. Если нет ярких участков, то глаз всматривается в тени и видит, что черный-то вовсе и не черный. От внешней засветки тут ничто не спасет, хотя это не значит, что черные объекты будут плохо видны. Просто, они не совсем черные.

А вот от недостаточной контрастности самого преоктора нас может выручить «автоматическая диафрагма». Поняв, что на сцене нет ярких объектов, проектор частично перекрывает световой поток, снижая яркость и черного и всех остальных цветов. Одновременно с этим, проектор повышает яркость всех объектов средней яркости. В итоге, черный становится темнее, а яркость всего остального не меняется. Чем темнее сцена, тем больше эффекта даст автодиафрагма. Это и есть «динамическая контрастность», которая заявляется в спецификациях. 

Хорошо иллюстрируют принцип проектора для темных и проектора для светлых помещений самые дешевые DLP (одноматричные) и 3LCD проекторы. Так, DLP проекторы ограничены по яркости, на которой они дадут красивое изображение, но способны прорисовать более глубокий черный — берем в домашний кинотеатр. Бюджетный 3LCD проектор сильнее засвечивает черный и дает классное изображение на высокой яркости — берем в гостиную. 

Но все это — две крайности. На сегодняшний день, многие домашние проекторы, которые вы найдете в продаже, обладают достаточно высокой яркостью (2000 люмен и больше) и приличной контрастностью, что делает их пригодными как для умеренно освещённой жилой комнаты, так и для полностью затемнённого домашнего кинотеатра. Некоторые специалисты называют такие проекторы «универсальными домашними проекторами» (не путать с просто «универсальными проекторами»).

В общем, на сегодняшний день жёсткое разделение на два класса домашних проекторов не так актуально, но, все же, есть модели, которые лучше подойдут для тех или иных условий. Точно так же, само помещение может быть в той или иной степени ближе к типичной гостиной или к настоящему домашнему кинотеатру. К примеру, пол и потолок могут быть затемнены только в непосредственной близости к экрану, стены могут иметь серый оттенок, потолок может быть более высоким, а помещение — более просторным. Все это позитивно сказывается на изображении.

У ведущих производителей High-end проекторов можно проследить одну любопытную тенденцию, если проследить за появлением проекторов с белым корпусом. Если модель дорогого проектора доступна только в черном корпусе, то это намек на его элитарность и принадлежность к истинному домашнему кинотеатру. Если через пару месяцев появляется вариант в белом корпусе, то это значит, что модель стала популярна и многие хотели бы взять себе этот проектор, не расставаясь при этом с супругой. Поэтому и белый корпус — под белые потолки. Я, наверное, злоупотребляю с упоминанием «фактора жены»? На самом деле, не моя придумка.

При наличии очень солидного бюджета, существенную роль в повышении контрастности в жилом помещении может сыграть экран (см. статью). В США, вообще, существует мода продвигать инсталляционные проекторы в качестве домашних для работы в помещениях с очень яркой засветкой (напомню, США — одна из стран, где на небе наблюдается солнце). Американцам не запретишь использовать проектор чуть ли не под прямой солнечной засветкой. Главное — не следует смотреть инсталляционному проектору в объектив.

Резюме. Как правило, любой проектор обладает более ярким и более точным режимами, которые иногда так и называются: «Гостиная» и «Кинотеатр». Зная об особенностях своего помещения, вы можете сосредоточиться на способности проектора работать в соответствующем режиме. Вы можете задуматься по поводу приближения своего помещения к домашнему кинотеатру, что позволит вам получить более глубокий черный. В домашнем кинотеатре можно больше эстетствовать по поводу цветопередачи, а лишняя яркость не приветствуется. Если же вы знаете, что вам с домашним кинотеатром не по пути, или же вы и вовсе собираетесь смотреть проектор при небольшом освещении, то радуйтесь — это потенциально позволит сэкономить на проекторе, поскольку вам не нужна слишком высокая контрастность, а вот яркость лишней не будет.

↑ Наверх ↑

Какая яркость нужна проектору?

Цветное изображение, как правило, формируется путем смешения красного, зеленого и синего. Если эти три цвета взяты в правильной пропорции, то отображаемые проектором градации серого (от черного до белого) будут правильными, то есть, совершенно бесцветными. Это и есть «баланс белого». К сожалению, как правило, проектор ввиду особенности технологии и источника света, способен отобразить один из трех базовых цветов более ярким, чем требуется при смешении цветов, а какой-то цвет окажется слишком неярким. Самая распространенная ситуация — когда зеленый самый яркий, синий чуть менее яркий, а красный — самый неяркий. 

Ниже: два изображения бок о бок, оба окрашены зеленым. Тем не менее, зеленоватый окрас правого изображения в освещенном помещении практически незаметен. 

Приводя проектор к правильному балансу белого, мы сначала убавляем зеленый до уровня синего, затем — зеленый и синий до уровня красного. Конечно, коррекция эта производится путем обыкновенного снижения яркости двух цветов из трех, что, безусловно, приводит и к общему снижению яркости проектора. Это положение дел приводит к появлению стандартных режимов изображения.

  1. Самый яркий режим, как правило, смещен в сторону зеленого. Этот оттенок может быть умеренным и практически незаметным при использовании проектора в освещенном помещении, а может делать изображение непригодным для просмотра кино — зависит от совести производителя. В этом режиме проектор демонстрирует максимальную яркость, которая заявлена в спецификациях. Предположим, проектор x в этом режиме дает 2000 люмен.
  2. Компромиссный режим. Например «Гостиная» или «Презентация» и т.п. В этом режиме яркость зеленого опущена до уровня яркости синего, либо еще ниже. Изображение имеет голубой (сине-зеленый), либо синеватый окрас. При наличии желтого (теплого) освещения в комнате, оттенок ламп и оттенок изображения могут до некоторой степени взаимно обнуляться. Кроме этого, синий или голубой оттенок гораздо сложнее различить, чем зеленый. Яркость проектора x падает до 1500 Лм.
  3. Правильный режим. Синий и зеленый опущены до уровня красного, картинка не окрашена, либо почти не окрашена, но это можно подкорректировать вручную. Оттенки серого совершенно бесцветны. Яркость проектора x — 800 люмен.

 

На схеме ниже — «баланс белого» одного из проекторов в ярком режиме. Производитель знал, что на 100% яркости синий и красный не смогут соответствовать зеленому и изображение приобретет зеленоватый оттенок. Тем не менее, было сделано все возможное, чтобы сохранить максимальную точность на меньшей яркости — до 60% яркости зеленый оттенок будет незаметен. Фиолетовый график снизу обозначает увеличивающуюся неточность (дельта Е).

 

На схеме ниже — режим проектора, предназначенный для гостиной. Синий цвет дает дополнительную яркость, а вот зеленый оттенок убрали.

Поскольку яркость проектора в точном режиме не заявляется, узнать ее можно из независимых обзоров. Итак, мы пришли к пониманию того, что заявленная яркость не соответствует той, которую вы будете реально использовать. Помимо этого, если вы берете проектор для гостиной, то надо обратить внимание на качество изображения в ярких режимах — сделаны ли они для галочки, или реально пригодны. О цветопередаче мы поговорим чуть ниже.

Если же вы собираетесь использовать проектор в затемненном помещении, то вам должно быть наплевать на все яркие режимы. Ниже будет описано, какая яркость требуется для какой диагонали в темном помещении домашнего кинотеатра.

И вот, пришло время разделить два разных параметра, которые мы для простоты называем «яркостью». На самом деле, яркость, измеряемая в люменах — это не яркость, а что-то вроде «мощности» проектора, официальное название параметра — «световой поток». Реальная яркость зависит от размера экрана и прочих переменных факторов, поэтому яркость нельзя записать в спецификации проектора — у него же нет фиксированной диагонали изображения, как у телевизора. Яркость изображения — результат как распределения светового потока проектора по площади экрана, так и отражательных свойств поверхности экрана.

У нас яркость измеряется в канделах на квадратный метр, тогда как в Англии и США — в фут-ламбертах. Лично я привык к их системе с фут-ламбертами, которые часто упоминаются в обзорах. Считается, что для Blu-ray формата оптимальная яркость белого — 16 фут-ламберт. По данным сайта Projectorcentral.com, оптимальным является уровень яркости отраженного от экрана изображения, находящийся в промежутке от 12 до 22 фут-ламберт.

Если вы знаете световой поток проектора в люмен (разумеется, в точном режиме), то можете узнать по приведенной ниже таблице, заимствованной у производителя экранов Stewart Filmscreen, для какой диагонали экрана этот световой поток оптимален. Мы говорили о 800 Лм в качестве примера. Ближайшее значение в таблице — 20,5 фут-ламберт, то есть 100-дюймовый экран (диагональ). А вот для 130 дюймов это — самый минимум — 12,1 фут-ламберт.

Предполагается формат кадра 16:9 и полностью темное помещение. И напомню, что мы еще не коснулись 3D режима, в котором яркость падает на такое дно, что даже ее измерений почти никто не проводит. 

Световой поток проектора против яркости изображения
Световой поток проектора (люмен)

диагональ экрана
80 дюймов,
фут-ламберт

диагональ экрана
100 дюймов,
фут-ламберт
диагональ экрана
130 дюймов,
фут-ламберт
5002012,87,6
6002415,49,1
7002817,910,6
8003220,512,1
900362313,6
10004025,615,1
11004428,216,7
12004830,718,2
13005233,319,7
14005635,821,2
15006038,422,7
1600644124,2
17006843,525,8
18007246,127,3
19007648,628,8
20008051,230,3

 

Если вам важно понять, какая яркость нужна для освещенного помещения, то надо или идти в демозал и смотреть, подходит ли вам та или иная яркость при том или ином освещении, либо можно посмотреть вот эту статью, посвященную моему личному подходу к расчету яркость в освещенных помещениях на примере офисных проекторов.

Резюме. Различные режимы изображения проектора обладают различной яркостью. Чем она ниже, тем, как правило, изображение точнее. Существуют конкретные рекомендации по уровню яркости проектора, необходимого для той или иной диагонали в затемненном помещении. Итоговая цель — обеспечить в домашнем кинотеатре максимальную яркость около 16 фут-ламберт. Наконец, важно понимать различие светового потока проектора, который яркостью называют для упрощения от настоящей яркости изображения, которая зависит от размера экрана и прочих переменных. Дать четкие рекомендации по оптимальной яркости проектора в освещенных помещениях сложно и это можно считать субъективным вопросом.

↑ Наверх ↑

Менеджмент яркости

Мы обозначили, что значения в таблице приведены для матового экрана (усиление/gain 1,0). Если вы используете экран с усилением, то просто умножьте коэффициент усиления на приведённую в таблице яркость в фут-ламбертах.

К примеру, проектор со световым потоком 800 люмен даст 12,1 фут-ламберт на 130-дюймовом экране с усилением 1.0. Однако, при использовании усиления 1,2, яркость составит 14,5 фут-ламберт, что уже вполне неплохо. Усиление > 1,0 связано со способностью экрана направленно отражать свет. Это, посути, небольшая зеркальность. Экран с усилением 1,0 отражает свет равномерно во все стороны — изображение одинаково хорошо видно со всех углов. Усиление более 1 означает, что, если вы сидите в оптимальной точке (на одной линии с проектором), то яркость надо умножить на усиление — настолько она возрастет. А вот для зрителей, расположившихся сбоку, яркость упадет. Экраны с усилением, как правило, довольно недешевы и вряд ли подходят для бюджетной конфигурации.

Недорогой матовый экран может оказаться чуть сероватым и иметь усиление 0,9. Еще есть серые экраны, которые, как считается, увеличивают контрастность. На самом деле, они убирают лишнюю яркость, если таковая имеется. Как говорилось выше, иметь лишнюю яркость вредно, поскольку она означает и более яркий уровень черного цвета, что вам не нужно.

У всех проекторов есть два основных режима лампы — «нормальный» и «эко». В «эко-режиме» яркость может падать на 20%-40%, а ее ресурс продлевается и снижается шумность работы.

Другой способ регулировать яркость — с помощью объектива. Если у вашего проектора зум от 2,0 и выше, то при переходе от максимально большого изображения к самому маленькому, световой поток проектора заметно падает.

Ниже — данные из обзора одного из проекторов. Приведен световой поток (в люмен) в нормальном режиме лампы, эко-режиме, эко-режиме + зум:

У некоторых проекторов High-end уровня предусмотрена ручная регулировка диафрагмы, позволяющая уменьшить яркость по своему желанию. 

Есть и другие способы снизить яркость. Например, можно использовать нейтральный светофильтр.

Резюме. Световой поток проектора можно ослабить переходом в экономичный режим лампы, используя длиннофокусный режим объектива, а у некоторых дорогих моделей — с помощью пользовательской настройки диафрагмы. Яркостью изображения можно управлять с помощью экрана, обращая особое внимание на его параметр «gain» (усиление). Чуть не забыл — сильнее всего на яркость влияет, конечно же, размер изображения.  

↑ Наверх ↑

Контрастность

Многие скажут, что контрастность изображения является главным критерием его качества. Совершенно точно можно сказать, что высокая контрастность является атрибутом современных фильмов и необходимым условием для создания эффекта присутствия, реализма и ощущения объема. Высокая контрастность означает большое количество переходов между черным и белым, между темными и яркими цветами. Есть ряд классических сцен, являющихся сами по себе тестом на контрастность. К примеру, звездное небо или огни ночного города — такие сцены требуют высокой контратсности.

Просмотр живого выступления на высококачественном проекторе передаст опыт, который можно и не получить, находясь на концерте вживую. Хороший проектор одновременно покажет визуальное великолепие и блеск спецэффектов и главного исполнителя в ярких одеждах, стоящего в свете прожекторов. Одновременно с этим, вглядываясь в тени, вы видите каждое лицо зрителя. В сочетании адекватной звуковой системой это зрелище может оказаться круче любого фильма.

Если черный цвет пересвечен и выглядит серовато, то эффект уже будет не тот. Если недостаточно яркости, то нет блеска, хотя недостаток яркости не является распространенной проблемой.

Итак, контрастность равна отношению яркости 100% белого к яркости 0% белого (черного).

Выше я уже говорил о факторах, которые вредят черному цвету. Это и фоновая засветка, и кспособность самого проектора блокировать черный цвет. Мы уже поняли, что высокая контрастность — это результат совместной работы проектора и помещения. 

Контрастность бывает двух типов. Первый тип — «одновременная»/«честная»/«реальная»/ANSI контрастность. Ее измеряют, когда проектор отображает «шахматную доску». 

Второй тип контрастности — «последовательная», или «динамическая». Ее публикуют в спецификациях и она измеряется на отображаемых отдельно белом и черном изображениях. Выше я упоминал автоматическую диафрагму — устройство, способное блокировать свет лампы на темных сценах. Сочетание эффекта от снижающей световой поток диафрагмы и цветокоррекции проектора, увеличевающей яркость всего, что не является черным, приводит к тому, что черный становится темнее, а объекты средней яркости остаются прежними. В итоге, при работе с темными сценами динамическая диафрагма улучшает черный цвет, но при наличии на темной сцене яркого пятна она, скорее всего, не сработает, потому что иначе пришлось бы уменьшать яркость этого пятна, каким бы небольшим оно ни было.

Проблема с автодиафрагмой состоит в том, что 

  • Ее работа может быть заметной из-за довольно резкого изменения яркости
  • Ее работа может быть слышной
  • Ее работа может сопровождатьмя изменением цветовых оттенков
  • Динамическая диафрагма своевольно делает с изображением что-то, что изначально не предполагалось — этого достаточно, чтобы многие испугались

 

Соответственно, динамическая диафрагма может быть реализована плохо, либо исключительно хорошо. Тем не менее, маркетинг требует, чтобы у современного проектора динамическая диафрагма была — иначе официальные значения контрастности будут в десятки, а то и сотни раз ниже, чем у конкурентов. 

Самые совершенные лазерные проекторы для домашнего кинотеатра способны выполнять функцию диафрагмы, регулируя яркость лазерного источника света. Они способны отключать источник света на черной сцене, проецируя «абсолютно черный», что означает, ни много ни мало, бесконечную контрастность.

Имеет ли смысл заявленный в спецификациях уровень контрастности? Пожалуй, нет. Этот параметр особо бесполезен для начинающих любителей проекторов. Сравнивать по контрастности можно, пожалуй, только проекторы одного производителя в надежде, что она измеряется по одинаковой методике. Всякий раз, глядя на цифры заявленной контрастности, спрашиваешь себя: какую долю в ней занимает реальная (ANSI) контрастность, а какую — динамическая. 

Говорим контрастность — подразумеваем гамму!

Ниже показано примерное влияние гаммы на изображение.

fancyfancyfancy
Изначальная гамма (2.2 — 2.4)Высокая гамма (>2.4)Низкая гамма (<1.9)

 

Каким бы плохим или хорошим ни был уровень черного, сложно найти проектор, который был бы неспособен отобразить градации черного — 1% белого, 3% белого и пр. Подвох кроется в так называемой «Гамме». Гамма — параметр, характеризующий то, в какой степени проектор выдает правильную яркость. Важнее всего — правильная яркость в тенях (0%-30% белого), поскольку мы гораздо более чувствительны к изменениям там. Если изображение будет слишком темным в тенях, то оно сольется с черным и его детали будут неразличимым, возникнет неестественное ощущение завышенной контратсности. Если изображение в тенях окажется слишком ярким, то, хотя все детали будут различисы, возникнет ощущение низкой контрастности.

 

Отсюда следует логичный вывод: в разных условиях просмотра может требоваться различная настройка гаммы. К примеру, эталоном считается гамма от 2,2 до 2,4. Тем не менее, в освещенном помещении детали в тенях имеют склонность быть хуже различимыми и их стоит приподнять — используется гамма 2,0. 

История с возникновением данного параметра довольно сложная. Попробуем лишь объяснить, что означают эти цифры.

Видеосигнал кодируется таким образом, что при расшифровке для отображения правильного изображения уровень яркости (0-100%) возводится в степень — например 2,2.  Если воспроизвести видео без такого преобразования, то есть с линейной гаммой (1,0), получится непригодное изображение с сильно завышенным уровнем как теней, так и середины.

В общем, при получении сигнала о яркости 0% проектор отображает 0% яркость, при получении сигнала в 100% яркости — отображает 100% яркость. А при получени сигнала 50% яркости отображается 50%2,2 = 21,8%. Если гамма 2,4, то это будет 19%.

Другими словами, проектор получает сигнал и переиначивает его исходя из некой гаммы. Даже если он позволяет выбрать режим гаммы, например «2,0»/«2,2»/«2,4», лишь измерив реальную яркость градаций белого с шагом 10%, вы можете проверить, действительно ли гамма соответствует той, что должна быть.

Чуть подробнее о гамме можно посмотреть здесь

HDR

Пока это не актуально, но в недалеком будущем появятся диски UltraHD Blu-ray, которые заменят Blu-ray. Стандарт предусматривает возможность добавлять поток информации, предназначенный для телевизоров и проекторов, обладающих высокой контратсностью. Это не будет отдельный видеопоток, а дополнительный слой информации, который будет расширять стандартное изображение. Пока поддержка HDR заявлена всего у нескольких проекторов уровня High-end. Предполагается также, что через некоторое время термином HDR начнут злоупотреблять и поддержка этого стандарта будет добавлена в устройства, не реально обладающие сочетанием высокой контрастности и высокой яркости. На данный момент мало что можно сказать о возможности оценить качество работы того или иного проктора в HDR режиме. Кстати говоря, максимальная яркость в HDR будет уже не 16 фут-ламберт, а больше.

Резюме. Недостаточно иметь большую контратсность, состоящую из высокой яркости и глубокого черного. Для показа правильного изображения, проектор должен правильно восстановить яркость каждого оттенка, используя гамму. Если преобразование выполнено правильно, то вы получаете тот результат, какой задумал режиссер и, даже если ваши цвета неточны, это уже пол-дела. Уже можно смотреть Sin City и получать удовольствие от фильмов, не изобилующих красками, где цвет совершенно не критичен. Впереди же у нас разбор цветов.

↑ Наверх ↑

Цветопередача

Более подробно про цветопередачу можно посмотреть в этом материале. Чтобы говорить о ней, нужно иметь в виду модель описания цвета по оттенку, насыщенности и яркости:

Оттенок отличает красный цвет от зеленого, насыщенность отличает цветное от черно-белого, ну а яркость отличает оранжевый от коричневого, а коричневый — от черного. 

Любопытно, что оранжевый от коричневого отличает лишь яркость проектора. Другими словами, стоит нам отодвинуть проектор достаточно далеко от экрана — и его яркости будет не хватать для отображения оранжевого — оранжевый превратится в коричневый. Оттенок и насыщенность при этом измениться не должны.

В обзорах проекторов используется диаграмма CIE, на которой цвета располагаются согласно модели XYZ. Речь идет о точном описании цвета — у каждого цвета имеются координаты x, y и z. Мы не будем в это углубляться, единственное, чо требуется знать — то, что отображаемое на диаграмме xy пространство имеет дело с изменением цвета по оттенку и насыщенности и ничего не говорит о его яркости, которая представляет собой перпендикулярную плоскости ось z. 

На пространстве CIE находятся все видимые человеком цвета. Конечно, цвета, которые нарисованы на схеме выше — это просто условность. Стандартный монитор, к примеру, не должен отображать цвета за пределами маленького треугольника sRGB.

Это цветовое пространство sRGB является на сегодняшний момент главным требовнием к проекторам по цветопередаче. Именно оно используется в стандартных Blu-ray дисках. 

Проектор формирует изображение с помощью красного, зеленого и синего цвета, смешивая их в различных пропорциях. Все цвета, отображаемые проектором, должны лежать внутри треугольника. Другой момент — что красный, синий и зеленый проектора будут чуть отличаться от красного, синего и зеленого стандарта sRGB. 

Итак, вся цветопередача проектора, по сути, сводится к одному: он должен отображать тот цвет, который на него послан. Мы могли бы проверить цветопередачу проектора, заставив его отобразить 500 случайных цветов. Тем не менее, мы стремимся подойти к этому вопросу более системно, чтобы понять суть неточности. Мы начали с того, что рассмотрели баланс белого. Глядя на диаграмму CIE, все бесцветные цвета должны попадать в D65 — черный, серый, белый. 

Отличие одного цвета от другого, либо отличие реально производимого проектором цвета от эталона, называется цветоразницей, или «Дельта E». Есть пара самых популярных формул получения значения Дельта E и все они опираются, безусловно, на разницу между двумя цветами по насыщенности, оттенку и яркости. Поэтому, даже если на диаграмме CIE мы не видим ошибки по яркости, мы прочитаем ее в значении Delta E.

Итак, современный проектор должен соответствовать стандарту цветов BT.709 (Rec.709), в котором используется цветовое пространство sRGB. Существуют и более широкие цветовые пространства: Adobe RGB, DCI, BT.2020. В любом случае, даже если проектор способен воспроизводить более широкое цветовое пространство, чем sRGB, на данный момент это является дополнением к его главной обязанности — точному воспроизведению цветов sRGB, ничего не приукрашивая, даже если такая возможность есть.

На CIE диаграмме ниже: внешний треугольник обозначает пространство цветов sRGB, внутренний треугольник — пространство цветов проектора с меньшим цветовым охватом, чем sRGB.

Самый распространенный способ оценки цветопередачи проектора — измерить его красный, зеленый, синий и показать на схеме CIE их координаты. Мол, цветовой охват в таком-то режиме близок к sRGB, либо меньше, чем sRGB. Конечно, это хорошо, когда проектор способен отображать широкое цветовое пространство, совпадающее с sRGB, но это не дает нам никакой информации о том, что происходит внутри этого пространства, а там может царить полный беспредел. В связи с этим я считаю цветовое пространство последним параметром, который требуется оценить. 
 

Баланс белого

Одним из первых у проектора смотрят баланс белого. Мы уже говорили об этом в разделе, посвященном яркости. Пока картинка имеет сдвиг в сторону какого-либо оттенка, дальнейшая регулировка цветов бесполезна. Сначала нужно привести в норму баланс белого — чтобы все нейтральные цвета были бесцветными (не имели оттенка). Этот оттенок иногда называют цветовой температурой, но этот параметр совершенно не учитывает зелный и фиолетовый оттенок. У вас может быть фиолетовое изображение, а цветовая температура будет идеальной (6500K). 

На схеме выше: белые точки в центре треугольника обозначают оттенок серого с яркостью от 10% до 100% (белый). В идеале все точки должны «ложиться» в D65. Самая удаленная от центра точка получена на сером с яркостью 10% и, вероятно, связана с неточностью измерительного прибора при работе с изображением низкой яркости. Черная линия с отметками 3000, 4000 и т.п. соответствует цветовой температуре.

Градиенты (цветовые переходы). Возможно, стоило об этом сказать намного раньше. При настройке изображения есть масса способов нарушить способность проектора отображать непрерывный цветовой переход от 0% яркости до 100% яркости по каждому из базовых цветов, включая белый. Открою вам секрет: в некоторых режимах, особенно ярких, проектор может изначально не отображать переход от 0% до 100% яркости цвета. К примеру, если параметр настройки изображения «контрастность» перекручен, то максимальной яркости проектор может достигнуть на тестовом рисунке на отметке 80% или 90% белого. Это срежет некоторые детали у таких ярких объектов, как облака. Необходимо вернуть непрерывность цветового перехода, уменьшив параметр контрастность (реально снизится яркость, но все оттенки будут видны). 

Тут есть кое-что еще. Дело в том, что некоторые проекторы достигают предела яркости красного, синего и зеленого раньше, чем предела яркоти белого. К примеру, белый цвет достиг 70% яркости и продолжает плавно увеличиваться до 100%, а цветные цвета уже достигли предела. Это значит, что все яркие оттенки и полутона будут потеряны. Опять придется уменьшать контрастность, пока переходы не будут непрерывными от 0% до 100% яркости цветов.

Подобная картина может возникнуть в процессе регклировки цвета. Например, при настройке баланса белого, если вы, вместо того, чтобы опускать самый яркий цвет к менее яркому, начнете менее яркий поднимать к более яркому, вы отсечете этому цвету все оттенки в верхах яркости.

Так что проблема с градиентами грозит не только бюджетным проекторам, но и High-end моделям после неправильной натройки. 

Цветовая яркость

У бюджетных проекторов режимы высокой яркости могут приводить не только к нарушению баланса белого, то есть к окраске изображения в тот или иной цвет. Напомним, что это связано с тем, что один из базовых цветов проектор от природы способен делать более ярким, чем остальные.

В одноматричных DLP проекторах в числе базовых цветов могут оказаться, помимо красного, зеленого и синего, и другие цвета. Наиболее примечателен из них белый цвет. Белый цвет добавляется для усиления максимальной яркости проектора в ущерб цветам и позволяет сильнейшим образом увеличить яркость черно-белого (бесцветного) компонента изображения. Как правило, данный эффект регулируется в настройках параметром «BrilliantColor» и используется на полную мощность только в режимах максимальной яркости.

В результате использования данной функции возникает сильный дисбаланс между яркостью белых объектов и яркостью цветных объектов, которые приобретают темные оттенки и даже могут стать плохо различимы.

Цветовая яркость является простейшей проверкой на наличие такого дисбаланса. По логике стандартного дисплея, белый цвет производится смешением красного, зеленого и синего. Соответственно, яркость белого = сумма яркости трех базовых цветов. Если яркость производимого преоктором белого раза в два больше суммы яркостей цветов (цветовой яркости), то можно сделать заключение, что белый цвет производится не только смешением базовых цветов, но и с помощью прозрачного сегмента. К примеру, с точки зрения черно-белого изображения проектор соответствует 3000 люмен, а с точки зрения цветного изображения — 1500 люмен. Этот дисбаланс мы наблюдаем на каждом изображении, где есть яркие объекты, например облака и цветные объекты, например зеленое поле, которое будет выглядеть чрезмерно темным. Безусловно, это довольно значительная ошибка цветопередачи.

Как и в случае с балансом белого, форсированный белый можно опустить до уровня правильного баланса со всеми остальными цветами. Многие DLP проекторы, предназначенные для домашнего кинотеатра, вообще не имеют заметного эффекта низкой цветовой яркости благодаря отсутствию белого сегмента цветового колеса. Тем не менее, даже а таких проекторах показатель цветовой яркости иногда может оказаться на уровне 75%.

«Скромные» цвета

Мы начали рассматривать шкалу CIE с нанесенным на нее sRGB пространством. Иногда бывает так, что даже очень приличный проектор дает небольшую ошибку по одному из базовых цветов (красному, зеленому или синему). К примеру, производители не смогли произвести абсолютно точный 100% зеленый и он чуть-чуть сдвинут по оттенку к желтому. Тем не менее, зеленый с насыщенностью 90% уже можно сделать правильным, и бывает так, что 100% зеленый неточен, а 25%, 50% и 75% зеленые идеально стоят на своих местах. Не проверив этого и попытавшись исправить 100% зеленый, мы рискуем сдвинуть с правильных мест остальные его оттенки, которые более важны.

На схеме ниже: 100% зеленый и 100% пурпурный сдвинуты в сторону желтого и синего соответственно, хотя очень близки к целям. Тем не менее, эти же цвета с меньшей насыщенностью стоят на своих местах практически идеально — данный проектор обладает превосходной цветопередачей на умеренных оттенках.

Дело в том, что, за редким исключением, в кино не делается ставка на радикальные цвета, близкие к максимально насыщенным. Большинство цветов, которые мы видим, очень скромны и в своей умеренности прекрасны. То, что им нужно — так это точность. Атрибутом крутого проектора будет то, что ему дают задание показать «персиковый» цвет — и он отображает точно «персиковый», а на какой-нибудь «оранжево-персиковый». Или вот два очень похожих цвета: «тициановый» и «транспортно-красный». Вы захотите, чтобы ваша пожарная машина была «транспортно-красной», а не «тициановой».

В связи со сказанным, крайне важно посмотреть, что происходит внутри цветового охвата проектора, а не только по краям. 

Многие проекторы последнее время позволяют отображать расширенную цветовую палитру, с более насыщенными цветами. Если это так, то желательно, чтобы проектора позволял выбирать между правильной (соответствующей стандарту sRGB) и расширенной цветовой палитрой.

Ниже: тестирование цветопередачи с помощью CalMAN ColorChecker. Вердикт о цветопередаче состоит из двух цифр: максимальная и средняя Delta E.

Я в обзорах иногда, но редко, прибегаю к тестированию цветопередачи по отдельным цветам, используя ПО CalMAN ColorChecker. Обычно, как я говорил, я стараюсь показать базовые цвета — красный зеленый, синий и их оттенки с насыщенностью 25%, 50% и 75%. Очень важно к этому добавить анализ дополнительных цветов, образующихся смешением основных. Речь идет о мадженте, голубом (сине-зеленом) и желтом. Как правило, у домашних проекторов есть система управления цветом, позволяющая легко исправить ошибку дополнительных цветов по оттенку и в значительной степени — по насыщенности.

Если у проектора на своих местах стоят не только базовые цвета с насыщенностью 25%, 50%, 75%, 100%, но и дополнительные цвета, то точные оттенки всего остального почти у вас в кармане!

Система управления цветом. Ни один проектор изначально не выдает наилучшую точность изображения, на которую он способен. Чем взыскательнее пользователь, тем вероятнее, что он захочет повозиться с настройками, чтобы раскрыть весь потенциал проектора, хотя точная калибровка предполагает наличие соответствующих приборов — колориметра или спектрофотометра, либо приходится платить кому-то за профессиональную настройку.

Настоящий вопрос не в этом, а в том, что что проектор позволяет регулировать в настройках цвета, а также — насколько эти регулировки реально работают. Основные регулировки — это ручное управление гаммой, регулировка баланса белого и система управления цветом.

У более солидных моделей принято, что баланс белого регулируется по каждому цвету (красный, зеленый, синий) по двум параметрам — «усиление» и «смещение» (gain/offset). Два параметра нужны, чтобы скорректировать не только общий уровень яркости данного цвета, но и сделать яркость ровной. К примеру, если в тенях синий цвет меньше, чем нужно, а ближе к белому — больше, чем нужно, то такая система позволит сделать оттенок ровным, после чего его можно будет компенсировать по всей шкале серого.

Система управления цветом позволяет выбрать отдельные цвета (красный, зеленый, синий, голубой, маджента и желтый) и изменить у каждого оттенок, насыщенность и яркость. Помните, что речь идет о крайних цветах, находящихся на границе отображаемого проектором диапазона. Можно успешно поставить эти шесть цветов на свои места, испортив остальные оттенки. 

На схемах CIE ниже: проектор до и после калибровки. Заметно исправление оттенка (hue) пурпурного и исправления насыщенности (Saturation) нескольких цветов.

 

Резюме. Приразговоре о цветопередаче используется точный язык. Прежде всего, цветопередача проектора сравнивается с цветовым пространством sRGB, которое используется в HD стандарте Rec.709. Рассказать о цветопередаче проектора можно, используя различные ее аспекты. Самый грубый аспект, цветовая яркость и баланс белого, позволяют рассказать о том, в какой степени изображение имеет нежелательный окрас и в какой степени белый цвет по яркости соответствует базовым цветам. Затем оценивается цветовое пространство проектора, то есть насколько множество цветов, которые он способен нарисовать, совпадает с пространством sRGB. Затем оценивается точность не только красного, зеленого и синего со 100% насыщенностью, но и с 25%, 50% и 75% насыщенностью, а также оцениваются дополнительные цвета (желтый, голубой, пурпурный). Все эти оценивания удобно обозначать на диаграмме CIE, хотя она не показывает яркость цветов, а только их тон и насыщенность. Наконец, самый примитивный тест — это градиенты. Проектор должен отображать все цветовые переходы от черного к белому, а также от черного к красному, зеленому и синему. 

↑ Наверх ↑

Технологии проекторов

По технологии проекторы различаются по типу матриц и их количеству, а также по источнику света.

Проекторы, от недорогих до среднего уровня, представлены, прежде всего, одноматричными DLP и трехматричными LCD проекторами, в качестве источника света — ртутные лампы. 

Одноматричные DLP проекторыобладают несколько более высокой контрастностью, но дают «эффект радуги», поскольку цветное изображение формируется уже на экране путем быстрого чередования разноцветных компонентов изображения, которые глаз не успевает рассмотреть.

3LCD проекторы в недорогом сегменте имеют меньшую контрастность и менее глубокий черный, но лишены «эффекта радуги». Более высокая эффективность позволяет 3LCD проектору, используя ту же лампу, отобразить яркое изображение при более высоком качестве. Речь идет о вышеупомянутой цветовой яркости, которая у 3LCD проекторов всегда равна максимальной яркости белого. Начиная со среднего ценового уровня, в 3LCD проекторах устанавливаются матрицы «C2Fine», обладающие существенно улучшенной контрастностью. Матрицы этого типа также используются в инсталляционных проекторах.  

3LCD и одноматричная DLP технологнии также обладают большим потенциалом при использовании в High-end проекторах начального уровня (около $3000), которые для нас, простых смертных, являются пределом вожделений. Здесь, с одной стороны, наступает предел возможностей этих технологий, с другой — раскрывается их полный потенциал, зачастую предлагая несравненное сочетание цены и качества. Пример тому — серия Epson EH-TW9000/9100/9200, проектор, который хвастается передовыми по отрасли уровнями черного и контрастностью.

LED проекторы — это, как правило, миниматюрные DLP проекторы со светодиодным источником света. Они обладают превосходным ресурсом источника света — 20 тысяч часов и более, но значительно менее яркие, чем их ламповые конкуренты — их хватает на меньшую диагональ экрана и они не могут бороться с фоновой засветкой. Еще один их традиционный недостаток — диагональные матрицы (пиксели повёрнуты на 45 градусов), что снижает четкость. Тем не менее, по миниатюрности с LED проекторами невозможно тягаться. 

Как правило, LED проекторы не являются полноценной заменой обычных проекторов, их польза в домашних условиях связана с большой компактностью, а иногда — наличием встроенного медиаплеера, позволяющего проектору работать автономно, с флешек или используя внутреннюю память.

Элитные High-End проекторы для домашнего кинотеатра используют, в основном, трехчиповые технологии: 3-DLP, LCoS и его варианты.

3-DLP проекторы, благодаря использованию трех DLP матриц, избавляются от всех основных недостатков DLP технологии, сохраняя высокую контрастность.

LCoS проекторы напоминают 3LCD технологию, в которой матрицы установлены на отражающий слой. Это повышает контрастность. Варианты технологии LCoS используют Sony, у которых она называется SXRD, JVC (D-ILA) и, возможно, к ней можно условно отнести новую технологию Epson 3LCD Reflective, хотя Epson, скорее всего, будет настаивать, что это — улучшение 3LCD технологии.

Лазерные проекторы. Многие дорогие проекторы используют в качестве источника света белый лазер. Среди его преимуществ — более долгий ресурс работы, отсутствие изменения яркости с течением времени, быстрое включение, возможность, регулируя мощность, выполнять функцию автоматичской диафрагмы, на темных сценах перекрывая светвовй поток вплоть до полного его отсутствия. Лазерные проекторы для домашнего кинотеатра могут быть сделаны на любой технологии.

↑ Наверх ↑

Пиксельная решетка

Если вы хотели бы сидеть ближе к экрану, где сможете рассмотреть отдельные пиксели, либо если у вас идеальное зрение, то есть смысл поговорить об особенностях пиксельной структуры.

Прежде всего, существует некий межпиксельный интервал. Он чуть больше у 3LCD и DLP проекторов. У первых, поскольку свет должен проходить через LCD матрицу, управляющие контуры проходят вокруг пикселей. При приближении к экрану этот межпиксельный интервал становится виден — его окрестили «эффектом комариной сетки». У DLP проекторов каждый пиксель является поворачивающимся микрозеркалом и вокруг этого микрозеркала должен быть хот какой-то зазор, в связи с чем межпиксельный интервал также может быть заметен. У некоторых 3LCD и DLP проекторов более высокого ценового диапазона могут использоваться специальные методы для уменьшения межпиксельного интервала, такие как массив из микролинз. Преимуществом LCoS матриц в данном случае является то обстоятельство, что управляющие элементы расположены под «зеркальным пикселем», в связи с чем никакой межпиксельный интервал не требуется. 

У всех трехматричных проекторов, включая 3LCD, 3-DLP и LCoS, существует объективная проблема, связанная со сведением матриц. Три матрицы должны быть идеально подогнаны друг к другу, чтобы добиться идеальной очерченности пикселя. Иногда может возникать несведение, что приводит к размытию формы пикселя.

Негативно влиять на четкость пикселя может сама оптика — степень сфокусированности изображения может быть различной и не всегда равномерной по экрану, хотя это редко оказывает существенное влияние на изображение.

Любопытный эффект возникает у 4K проекторов при отображении 1080p контента — при удвоении каждого пикселя по вертикали и горизонтали он приобретает слишком правильную квадратную форму. Однако, 4K проекторы, как правило, обладают продвинутыми «умными» алгоритмами преобразования 1080p в 4K с повышением резкости, избавляющими от данного эффекта.  

↑ Наверх ↑

Объектив и установка

Зум и проекционное отношение

В ряде случаев параметры помещения и желаемый размер экрана могут сделать невозможным использования того или иного проектора в вашем помещении. Главный параметр проектора, позволяющий произвести необходимую оценку — это проекционное отношение (throw ratio), число, определяющее отношение расстояния от объектива до экрана к ширине экрана.

Без этого можно обойтись, если найти в руководстве пользователя таблицу расстояний и размеров экрана, либо если у производителя на сайте есть проекционные калькуляторы.

Само проекционное отношение часто указывается в спецификациях и, если не на российском сайте производителя, то на одном из англоязычных вы его найдете. Основной принцип использования данного параметра таков:

расстояние от проектора до экрана = проекционное отношение * ширина экрана

ширина экрана = расстояние от проектора до экрана: проекционное отношение

К примеру, проекционное отношение =2 означает, что с двух метров проектор показывает картинку шириной в 1 метр, или с трех метров — шириной 1,5 метра. Проектор с проекционным отношением около 1 и менее уже считается короткофокусным. 

Поскольку у объектива вашего проектора, скорее всего, имеется оптическое масштабирование (зум), то и проекционных отношений будет два — максимальное и минимальное. Это дает вам некоторую свободу при выборе размера экрана, либо расстояния от проектора до экрана.

Широкоугольное положение объектива: самая большая картинка, либо минимальное расстояние от экрана до проектора. Минимальное значение проекционного отношения.

Узкоугольное положение объектива: самая маленькая картинка, либо максимальное расстояние от экрана до проектора. Максимальное значение проекционного отношения.

Бюджетные проекторы оснащаются объективом с минимальным зумом — от 1,1:1 до 1,4:1. Более дорогие проекторы оснащаются объективом с большим диапазоном — 1,6x и больше. 

Существует несколько соображений по поводу оптимального положения домашнего проектора. Прежде всего, безусловно, очень часто бывает удобно поставить проектор ближе к экрану, особенно — если проектор устанавливается на временной основе. При установке рекомендуется учитывать, что при расположении зрителей вблизи от проектора, работа его вентилятора может стать хорошо слышна. Сущестуют (немногочисленные) короткофокусные проекторы (с небольшим проекционным отношением), которые могут устанавливаться между зрителями и экраном, давая большое изображение. Тем не менее, эстетами считается, что предпочтителен вариант, когда проекционное отношение большое и проектор ставится подальше от экрана — это приводит к большей равномерности изображения. Это добавляет еще один популярный вариант установки — на заднюю полку в комнате.

Влияние зума на картинку. Как ранее говорилось, у мощного объектива в узкоугольном режиме происходят существенные потери яркости, что часто используется, чтобы избавиться от лишней яркости. Также считается, что в крайних положениях объектива происходит небольшое искажение баланса белого (появляется легкий цветовой окрас, заметный на однотонном изображении). Среднее положение зума в этом смысле оптимально.

Сдвиг объектива и офсет

У недорогих проекторов изображение проецируется под углом вверх таким образом, что его нижний край находится примерно на уровне центра объектива. При настольной установке это удобно, чтобы, установив проектор на тумбу или столик, половина изображения не оказалась «под полом». При стационарной потолочной установке на потолочном креплении проектор переворачивается вверх ногами, поэтому изображение смещается вниз.

Ниже: схемы, взятые из сравнительного обзора двух популярных проекторов. Проекторы обладают различным офсетом, а один из них обладает небольшим сдвигом объектива по вертикали. На левом изображении фиксированной является высота установки проекторов. На правом изображении фиксированной является высота установки экрана.

 

 

Это фиксированное смещение называется офсетом и не всегда указывается в характеристиках, хотя параметр важен для расчетов места установки. Выражается офсет тоже в разных единицах. К примеру, офсет 115% означает, что от центра объектива до нижнего края изображения — 15% от высоты изображения:

Офсет «10:1» означает, что центр объектива делит экран на две доли, высота верхней относится к высоте нижней, как 10:1.

У некоторых проекторов начального уровня есть функция сдвига объектива (lens shift) по вертикали, что делает возможным, пусть немного, но смещать изображение выше и ниже, например на ±10% от его высоты. Это способствует точной подстройке под экран.

Начиная от средней ценовой категории домашних проекторов можно найти модели, который обладают не только вертикальным, но и горизонтальным сдвигом объектива. У таких проекторов вообще нет изначального офсета — изображение изначально проецируется по центру экрана, и с помощью сдвига объектива вы сами выбираете офсет. К примеру, поставив проектор на шкаф в задней части комнаты, вы просто смещаете изображение вниз.

На фотографиях: демонстрация сдвига объектива; проектор установлен на полку в задней части комнаты. На центральной фотографии сдвиг объектива не используется, центр объектива совпадает с центром экрана. Для правильного расположения картинки ее необходимо сдвинуть вниз. 

  
  

 

Сдвиг изображения по горизонтали также дает много уникальных возможностей. Самая главная из них — то, что проектор приспосабливается к вашему помещению, а не наоборот. Можно также, например, расположить проектор сбоку от мест зрителей.
 
Моторизованный объектив

Зум, фокусировка и сдвиг объектива могут регулироваться как вручную, так и с пульта. В последнем случае проще точно настроить изображение, расположившись непосредственно у экрана — не приходится бегать от проектора к экрану.

Память объектива. Если у вас широкий анаморфный экран формата 2,35:1 и вы любите смотреть как фильмы в широкоэкранном кинотеатральном формате, так и в стандартном формате 16:9, то вам придется при переходе с формата на формат менять настройки объектива. Функция памяти позволяет запоминать несколько положений зума/фокуса/сдвига объектива и перключаться между форматами нажатием одной кнопки.

Альтернативой данного метода является использование анаморфотной линзы одновременно с вертикальным растягиванием изображения проектором.

↑ Наверх ↑

Цифровая коррекция геометрии изображения

Иногда, когда вы устанавливаете проектор на временной основе, вы пожелаете отдать многое, лишь бы не устанавливать проектор строго перпендикулярно экрану. При наличии такой неправильной ориентации проектора изображение из прямоугольного становится трапецеидальным. К примеру, оптимально было бы поставить проектор на тумбочку высотой в 1 метр, а у вас под рукой тумбочка высотой 70 см. Передняя ножка проектора регулируется по высоте и позволяет чуть наклонить объектив вверх, но увы, верхняя граница изображения оказалась шире, нижняя — уже. Чтобы это исправить, используется коррекция трапецеидальных искажений по вертикали — нам всего-то нужно уменьшить ширину изображения у верхней границы экрана. Это, безусловно, приведет к некоторой потере детализации, но вернет прямоугольную форму изображению. Насколько заметна будет потеря детализации — судить не возьмусь. Как правило, проекторы используют грамотные алгоритмы, результатом которых является небольшое «смягчение» мелких четких объектов, например текста, но не потеря читаемости.

У большинства проекторов есть не только вертикальная, но и горизонтальная коррекция. Горизонтальная работает сходным образом, но позволяет установить проектор сбоку от центра экрана. Иногда это позволит зрителю сидеть к экрану ближе, чем находится проектор, не загораживая его свет.

Наличие обоих типов коррекции позволяет осуществлять коррекцию изображения одновременно по вертикали и горизонтали путем перетаскивания углов изображения.

У инсталляционных проекторов часто есть функция более сложной коррекции — например, для проецирования на выпуклые или вогнутые поверхности.

↑ Наверх ↑

«Улучшалки» изображения

Мы живем в переходную эпоху, когда новый стандарт UltraHD Blu-ray только зарождается. В качестве источника сигнала у нас по-прежнему формат full HD (1080p), а некоторые произведения даже не выходили на Blu-ray. В итоге, технологии уже позволяют многим проекторам показать изображение более высокого уровня, но нас ограничивает источник сигнала. Ведь крутость проектора определяется способностью точно передать все то, что заложено авторами в фильм — ничего лишнего. Тем не менее, в категории дорогих проекторов для домашнего кинотеатра однажды возникла мода добавлять различные функции по улучшению отдельных аспектов изображения, а уже пользователь выбирает, оставаться ли верным оригиналу, или согласиться приукрасить картинку. Иметь такой выбор — дело хорошее. Ну а в последствии подобные функции стали появляться на все более бюджетных моделях.

Повышение плавности движения (интерполяция кадров). Так как исходный киноматериал, как правило, доступен в формате 24 кадра в секунду, на многих сценах, особенно на большом экране, заметна прерывистость движения, подергивание камеры при перемещении. Проектор может взять два кадра и придумать промежуточный третий, что приводит к более плавному движению. Уровень плавности можно регулировать и часто приходится слышать, что максимально плавное движение лишает фильм ощущения «киношности», но минимальный уровень такого улучшения, все-таки, делает просмотр более приятным. Качество реализации данной функции — дело производителя, зритель же имеет право включать ее или не включать. Однако, иногда бывает занятно включить старый фильм и увидеть его, будто он снят вчера цифровой камерой.

Улучшение резкости. Помимо того, что у проектора может быть стандартная настройка «резкость», которую я обычно отключаю, некоторые модели оборудованы тем, что называется «умная резкость». Прежде всего, если вы смотрите full HD проектор, то задача такой функции — подчеркнуть детали и таким образом создать ощущение более высокого разрешения. Это хорошо работает, если мы смотрим качественно закодированный Blu-ray фильм. 

Второй задачей подобной функции может являться улучшение детализации и плавности DVD фильмов при отображении на full HD проекторе. Это уже называется «умный апскейлинг» — проектор не просто масштабирует низкое разрешение в высокое, но и пытается сделать это «красиво». Хотя знакомые с графическими редакторами читатели могут счесть наличие таких алгоритмов банальностью, стоит напомнить, что преобразование осуществляется «на лету».

Ниже — пример работы такой улучшалки резкости на мелком фрагменте full HD изображения (обратите внимание на мелкие детали):

 

Еще один уровень апскейлинга относится к 4K проекторам и «почти-4K» проекторам при отображении на них full HD формата. Если вы вдруг взяли 4K проектор, а 4K контента мало, то вы будете смотреть full HD контент. Отобразить full HD на 4K путем простого удвоения пикселей? — Нет, спасибо. Вот и используют хитрые алгоритмы апскейлинга. Самый грамотный апскейлинг должен быть, видимо, связан с анализом нескольких последовательных кадров. Пример тому — технология «Mastered in 4K» от Sony. Это — просто пример. Они говорят, что алгоритм апскейлинга телевизора знает, каким методом «Mastered in 4K» фильм ужимался до full HD. В связи с этим, устройство может точнее частично восстановить full HD фильм до 4K. Умно.

Улучшение цветов. У многих недорогих проекторов имеется два режима для кино — точный и приукрашенный. К примеру, у проекторов Epson есть режимы «Нейтральный» и «Кино» — в последнем увеличивается насыщенность цветов. Хотя о пользе данного эффекта можно спорить, все меняется у старших моделей с добавлением «Cinema Filter».

Ниже: пример цветового пространства проектора, расширенного за пределы sRGB с помощью оптического фильтра.  

 

Этот фильтр обрезает спектр лампы, оставляя диапазон, соответствующий более чистым, то есть насыщенным, цветам. Эта штука уже оказывается в состоянии расширить цветовое пространство почти до DCI, что во многих случаях способно принести восторг и эстетическое удовольствие, а в других — только ухудшает изображение, делая «скромные» цвета перенасыщенными. Подобные технологии есть и у других производителей, например «Sony Triluminos».

Ниже: два снимка экрана, сделанные в «точном» и «приукрашенном» режимах:

 

Но мы помним, что Blu-ray фильмы готовят по стандарту цветов sRGB. Однако, UltraHD Blu-ray будет использовать в качестве базового другое цветовое пространство — BT.2020 с невероятным охватом цветов. В связи с этим постепенно возникнет запрос, чтобы расширение цветового пространства проекторы осуществляли не абы как, а так, чтобы эти цвета были точными и соответствовали тому, что от проектора требует UltraHD диск. Пусть поначалу проекторы не покроют 100% этого нового пространства, но то, что доступно, должно быть точным.

Пока это все — дело будущего. Даже компания THX, сертифицирующая элитный домашний кинотеатр, работает с охватом sRGB, вещью самой устаревшей и обыденной. Стандарт есть стандарт. Да и в реальности выход за пределы охвата sRGB востребован не так уж часто. 

Конверсия 2D в 3D. Есть стандартный «тупой» метод преобразования 2D в 3D — проектор считает, что перед нами стандартный план: дорога, уходящая вдаль, а на дороге человек; или дорога, поднимающаяся к дому, а над ней дом; или паркет, уходящий вдаль, а на нем — Д'Артаньан и т.д. В общем, то, что снизу, постепенно уходит вдаль, а потом должен быть какой-то объект. На одних фильмах 80% сцен попадают под этот шаблон, на других — 20%. Вся разница в том, будете ли вы терпеть изуродованные этим алгоритмом 20% фильма, или 80% фильма. Чтобы в качестве аттракциона увидеть старый фильм в каком-никаком объеме, 20% испорченных сцен можно и потерпеть. 

Тем не менее, бывает, что замечаются и другие алгоритмы, которые стремятся различить объекты и разнести их на разные планы. И, если это порой срабатывает на материалах наподобие простейшей анимации, то никто не гарантирует вам сохранения психической целостности при просмотре чего-то посложнее в плане количества объектов. Что там проектор выделит в качестве объекта и на какой план перенесет — остается тайной.

Прочий процессинг. Существует разница относительно того, насколько качественно проектор обрабатывает движения, насколько он в состоянии точно воспроизвести сингал с максимальным уровнем детализации, либо относительно его способности воспроизвести материалы низкого разрешения в формате interlaced (с гребенкой). Результатом качественной работы по всем этим направлениям является отсутствие соответствующих артефактов.

↑ Наверх ↑

3D режим

Яркость. Ключевой проблемой 3D является низкий КПД — лишь небольшая часть яркости, видимой нами при просмотре 2D изображения, сохранится в 3D режиме. В связи с этим можно сделать вывод, что всякий запас яркости у проектора — это плюс для 3D изображения. Как правило, в 3D режимах пользователю даже не предлагают работать в наиболее точном режиме цветопередачи — настолько велики будут потери яркости. Таким образом можно ожидать, что, если проектор дает приличное изображение в самом ярком режиме, то и в 3D он будет неплох. У некоторых проекторов в 3D режиме можно выбирать режимы изображения точно так же, как в 2D (яркий и точный).

Двоение (ghosting). Следующим фактором при оценке 3D изображения является эффект двоения, связанный с тем, что очки не в состоянии на 100% блокировать свет, в итоге на левый глаз попадает немного изображения, предназначенного для правого глаза и наоборот. Чем объект контрастнее и чем проектор ярче, тем больше вероятность, что двоение будет заметно двоение. 

Мерцание. Другой потенциальной проблемой 3D является заметное мерцание. По умолчанию большинство проекторов в 3D режиме работают на частоте 120 Гц, что дает 60 Гц на каждый глаз, причем ставни очков то закрываются, то открываются для каждого глаза. Если проектор умеет отображать 3D с большей частотой, то это хорошо скажется на отсутствии мерцания. На неярком изображении мерцание, безусловно, менее заметно.

Активная и пассивная технологии. Прежде всего, технологии 3D делят на активную и пассивную, хотя в домашнем кинотеатре доминирует активная с очками на LCD затворах. Пассивная поляризационная технология позволяет использовать больше очков и сэкономить на их цене, но, как правило, для реализации пассивного 3D требуется два проектора в спарке, либо специальный переключающийся поляризатор, а также — специальный экран, так как обычный не сохраняет поляризацию.

Технология синхронизации. В DLP проекторы встроена бюджетная, но эффективная технология DLP Link, позволяющая синхронизовать очки с проекторам по изображению. Эта технология является одним из компонентов того, что самые бюджетные офисные DLP проекторы идут с поддержкой 3D. Данная технология может иметь проблемы со стабильностью синхронизации. DLP Link работает оптимально, когда изображение находится в поле зрения, иначе синхронизация может сбиваться.

Имеется также инфракрасная и радиочастотная технологии. ИК требует поддержание прямой видимости с проктором, а радиочастотная — нет и являетя наиболее стабильной. Некоторые проекторы обладают специальным портом, позволяющим подключить внешний передатчик. Это позволит, например, к DLP проектору с поддержкой DLP Link подключить радиочастотный передатчик.

Естественно, очки на разных технологиях не будут совместимы. Кстати, не так давно появилась 144-герцовая технология DLP Link, так что лучше проверять совместимость проектора и конкретных моделей очков.

↑ Наверх ↑

Задержка вывода и прочее для геймеров

Задержка (input lag). Ок, если вы берете проектор, чтобы играть в игры, то есть смысл учитывать, что, как и любой другой дисплей, проектор дает задержку. Задержка измеряется в миллисекундах и можно сказать следующее: при задержке около 100 мс вы будете чувствовать сильную инерционность управления в играх, где необходимо мгновенное прицеливание с разворота. Движения мыши по экрану в стратегиях также будут ощущаться, как инерционные, а вот в GTA или авиасимуляторы играть вполне можно. Задержка в 30 — 40 мс является вполне адекватной для быстрых шутеров, чтобы ее не почувствовать. Ну а профессионалы сами скажут, какая задержка ими реально ощущается.

Влияние настроек на задержку. У проектора может быть специальный режим для игр, предназначенный для игр. Очень часто в этом режиме происходит существенное снижение задержки, но иногда выбор режима влияет только на яркость и цветопередачу. У некоторых проекторов может иметься отдельная настройка, наподобие «качество видеопроцессинга» — снизив качество вы можете увеличить скорость, но это намекает, что вы что-то потеряете в плане качества изображения. Наконец, весь дополнительный функционал, связанный с 3D и обработкой изображения (увеличение четкости, интерполяция кадров и пр.) также могут в несколько раз увеличить задержку. Вывод: для увеличения скорости отклика отключайте всю дополнительную обработку изображения. 

Параметры изображения в играх. Несмотря на то, что сам большой экран может поначалу создавать затруднения в процессе игры. Я помню времена, когда для лучшего охвата картинки вниманием геймеры уменьшали размер изображения даже на 15-дюймовых мониторах. Но это перебор. В любом случае, проектор берется для ощущений — для эффективности проще взять геймерский монитор. 

При использовании проектора очень важно, чтобы все объекты были хорошо различимы. Темные объекты не должны сливаться с черным — за это отвечает правильная гамма, либо вы даже захотите «считерить» и получить гамму, которая сделает объекты более различимыми, чем в оригинале. Хотя это можно сделать в настройках видеокарты, если вы работаете с ПК. При выключенном свете велика вероятность, что «эффект радуги» одноматричного DLP проектора будет себя обнаруживать чаще. Наконец, в освещенном помещении, если проектор раотает на большой яркости, то см. раздел про «цветовую яркость». В защиту DLP проекторов, конечно, можно сказать, что они чаще дают более быстрый отклик, поэтому геймеру приходится разбираться во всем этом, читая обзоры.

↑ Наверх ↑

 

31 комментарий

Вы мне не подскажете, где мне узнать больше об этом? ---------- Как приучить котенка к лотку | lapusiki.com/
avatar
Между нами говоря, я бы попросил помощи у пользователей этого форума. ------- узи мочевого пузыря у кошки | www.domveterinara.ru/
avatar
Я считаю, что Вы допускаете ошибку. Давайте обсудим. Пишите мне в PM, поговорим. -------- номер астана купить | tel-number.ru
avatar
Я извиняюсь, но, по-моему, Вы не правы. Я уверен. Давайте обсудим. ------- [url=https://cod18.ru/regionalnye-novosti]ижевск новости сейчас[/url] | european-yachts.com/de/
avatar
Это интересно. Подскажите, где мне узнать больше об этом? ------ точный прогноз погоды в симферополе | cod92.ru/
avatar
Бесподобная тема, мне интересно :) ------ погода ижевск на самый точный | cod18.ru/
avatar
Вы не эксперт, случайно? ------ яндекс пробки чита | cod75.ru/
avatar
Согласен, весьма полезное сообщение ------ новости архангельска сегодня | cod29.ru/
avatar
Недавно понадобился шредер в офис. Нашли магазин Нобу. купили вот такую модель сайт. Советую всем. хорошая цены на уничтожители документов nobu.com.ua/
avatar
Я подумал и удалил свою мысльЯ подумал и удалил эту фразуИзвините, удаленоИзвините, фраза удаленаИзвините, сообщение удалено ------ direct local virtual phone number for business | virtual-local-numbers.com
avatar
Хороший!!! Будем ждать лучшего качества ------ виртуальный номер в 100 странах | continent-telecom.com/
avatar
Прошу прощения, что я вмешиваюсь, но, по-моему, есть другой путь решения вопроса. ----- м видео киров цены | cod43.ru/
avatar
Вы не правы. Предлагаю это обсудить. Пишите мне в PM. ------ свежий новость сегодня оренбург | cod56.ru/
avatar
Да, действительно. Я согласен со всем выше сказанным. ------ новости рязани и области | cod62.ru/
avatar
avatar
Кроме шуток! ------ последние новости твери | cod69.ru
avatar
Вместо того чтобы критиковать лучше пишите свои варианты. ----- яндекс пробки ульяновск | cod73.ru/
avatar
Неплохой вопрос -------- новости ярославля сегодня | cod76.ru/
avatar
Отличное сообщение, поздравляю ))))) ------- [url=https://cod39.ru/regionalnye-novosti]новости калининграда[/url] | cod39.ru/
avatar
Это очень ценная информация ----- [url=https://cod78.ru/pogoda]погода в санкт петербурге 2018[/url] | cod78.ru/
avatar
Предлагаю Вам посетить сайт, на котором есть много статей на интересующую Вас тему. ----- [url=https://cod44.ru/pogoda]прогноз погоды в костроме[/url] | cod44.ru/
avatar
Увольте меня от этого. ------ [url=https://cod53.ru/video]новости великий новгород сегодня видео[/url] | cod53.ru/
avatar
Да, действительно. Это было и со мной. Можем пообщаться на эту тему. Здесь или в PM. ------- [url=https://cod60.ru/proisshestviya]происшествия в пскове вчера[/url] | cod60.ru/
avatar
Зашебись! ------ [url=https://cod22.ru/gorodskie-sobytiya]новости барнаула сегодня[/url] | cod22.ru/
avatar
Я согласен со всем выше сказанным. Можем пообщаться на эту тему. Здесь или в PM. ------ [url=https://cod58.ru/regionalnye-novosti]новости пензы сегодня происшествия[/url] | cod58.ru/
avatar
Очень полезный вопрос ------ [url=https://cod28.ru/pogoda]погода в благовещенске амурской[/url] | cod28.ru/
avatar
Не нравится — не читай! ----- [url=https://cod45.ru/video]видео курган каталог товаров[/url] | cod45.ru/
avatar
Извиняюсь, ничем не могу помочь, но уверен, что Вам помогут найти правильное решение. ------ [url=https://cod-14.ru/gorodskie-sobytiya]якутск ру новости якутии[/url] | cod-14.ru/
avatar
Не унывай! Веселее! ------ субаккаунты в партнерке
avatar
Я считаю, что Вы не правы. ------- биткоины в CPA (на английском) сетях
avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.