Лучшие проекторы для школы 2014-2015: Основные Соображения и Дополнительный Функционал

Сей документ содержит информацию о специальных функциях и других факторах, которые следует учитывать при прочтении нашего Обзора Лучших Школьных Проекторов на 2014-2015 учебный год, да и вообще при выборе проектора для образования.

Многие функции, которые мы будем здесь обсуждать — довольно новые, другие же — совсем даже не новые, но представляют особую важность именно для проекторов, которые предназначены для работы в образовательных учреждениях. К примеру,

  • Новые функции: подключение своих устройств (BYOD), приложения на планшетах
  • Не совсем новые: ультракороткофокусные объективы, встроенные медиаплееры
  • Совсем не новые: мощные встроенные динамики, VGA разъемы



Оригинал статьи: www.projectorreviews.com, Автор: Art Feierman

Содержание: Что Следует Учитывать

Ультракороткофокусный объектив, Интерактив
Интерактивные проекторы
Лазерные указки, экранные указки, беспроводная мышь
Возмужание карманных проекторов
Полупроводниковые источники света
Сменные объективы
Режим «PC-Free» (без ПК), включая BYOD, воспроизведение с USB источников
Входы HDMI (или DVI), USB DisplayLink в качестве альтернативы
Яркость и точность цветопередачи
Стоимость обслуживания, фильтры
Работа через беспроводную сеть
Работа через проводную сеть + совместимость с системами наподобие Crestron
«Облачные» презентации
Управление показом с устройств на базе iOS и Android
Активное 3D и Пассивное 3D
Стоимость владения, лампы, их замена, другие затраты

Про ультракороткофокусные и «очень короткофокусные» проекторы

УКФ-проекторы устанавливаются всего в нескольких дюймах от экрана/стены, идеально подходят для интерактивных презентаций, так как учитель или учащийся избегают попадания света проектора в глаза. «Очень короткофокусные» проекторы, как правило, стоят меньше, также могут быть установлены на настенном креплении (прямо над экраном), а не на потолочном (это снижает расходы на установку), но не настолько хороши в смысле защиты докладчика от ослепления.

В целом, «очень-короткофокусные» проекторы, с интерактивным функционалом и без, набирают все большую популярность. Но ультра-короткофокусные проекторы, по большей части, используются в сочетании с интерактивом, что позволяет оправдать их более высокую стоимость. «Очень-короткофокусные» проекторы обычно размещаются в 3-4 футах от экрана (чуть более метра), что позволяет монтировать их на настенное крепление с выдвигающейся телескопической штангой.

Изображение демонстрирует, как УКФ проекторы не позволяют свету попадать в глаза докладчика благодаря близкому расположению проектора к экрану. 

Тем не менее, потолочная установка — это тоже нормальный вариант, как для обычных, так и для короткофокусных проекторов, хотя он и означает, что провода придется протягивать не только за стеной, но и под потолком. Это может обойтись чуть дороже. Обратите также внимание на то, что выдвижные настенные крепления стоят заметно дороже, чем стандартные потолочные.

В связи с тем, что цены не везде одинаковы, итоговая стоимость установки может оказаться меньше как у стандартного проектора, установленного на потолочном креплении, так и у «очень короткофокусного», установленного на настенном креплении. Это также следует учитывать.

^ Наверх

Насчет интерактивных проекторов

Интерактивные проекторы считаются превосходным инструментом для образования. Они становятся все важнее из-за усиления тенденции использовать различные новые методы вовлечения учащихся в образовательный процесс.

Интерактивные проекторы довольно сильно различаются, и есть несколько моментов, которые надо особенно учитывать.

Для начала, интерактивные проекторы, как класс, стоят значительно дороже, чем не-интерактивные. (Давайте при этом не будем считать «интерактивными» проекторы с простой функцией управления курсором мыши с пульта). Сегодня интерактивные проекторы стоят, как правило, от $1000 до $2000, хотя образовательные скидки в США снижают цену большинства из них до $1500 и менее. Это все еще довольно дорого по сравнению с традиционными проекторами ценой от $400 до $800 с тем же WXGA разрешением.

Поэтому потребность в интерактивности нужно соотносить с тем, сколько классов школа или школьный округ смогут оборудовать. Нужно ли брать 20 «стандартных проекторов», или 7 особенно качественных, интерактивных, или, возможно, 2 интерактивных и 12 обычных.

Последнее, конечно, зависит от частоты использования проектора и его полезности, что в свою очередь может зависеть от конкретного учителя. Как все знают, некоторые преподаватели любят использовать технику в образовательном процессе, другие — нет.

Важный вопрос — выбор места для установки проектора, что связано с короткофокусностью последнего. В идеале, интерактивный проектор должен быть ультракороткофокусным, так как данный тип проекторов создан специально, чтобы не ослеплять  докладчика, будь это учитель или ученик. Если установить его прямо над экраном, либо на столике под экраном, в нескольких дюймах от стены, то свет проектора не будет попадать в глаза пользователю. Следующим вариантом являются «очень-короткофокусные» проекторы, размещаемые обычно на удалении 3-4 футов (чуть более 1 метра) от экрана/стены. Их тоже можно установить на настенное крепление вместо потолочного, что дает более простую и недорогую установку, а это всегда хорошо. Интерактивные проекторы, как правило, довольно дороги, но есть и исключения из этого правила. К примеру, проектор Viewsonic PJD6544W. Для интерактивности в нем используются электронные маркеры, при этом цена ниже $1000. Один из моментов, снижающих его стоимость, — это стандартный (а не короткофокусный) объектив, но в итоге мы получаем хороший пример того, как можно оснастить школы недорогим и качественным интерактивом.

Сам набор интерактивных функций и простота работы — тоже важные факторы. Сегодня существуют различные проекторы, от таких, которые способны работать только с одним электронным маркером, до тех, что поддерживают одновременно несколько касаний, и мы уже видим некоторые модели, реагирующие на касания пальцев. Недавно я был в Японии и видел проектор Epson EH-TW595Wi, использующий касания пальцев с высокой точностью и скоростью. Проектор распознавал касания сразу восьми пальцев. Во время демонстрации одновременно работали два маркера и шесть пальцев, причем сразу по всей поверхности экрана. И все хорошо работало. Мы надеялись успеть сделать обзор этого проектора, но пока не получилось из-за проблем с доступностью тестовых образцов. Правда, есть обзор предыдущей модели, EB-585Wi. Модель очень похожа на 595Wi, но использует только маркеры, — никаких касаний.

В большинстве случаев, маркеры срабатывают по нажатию ими на поверхность, что в реальности означает, что лучше использовать маркерные доски (в частности те, которые изначально спроектированы для работы с проекторами), поскольку проекционные экраны могут царапаться. TI (Texas Instruments), люди, давшие нам DLP технологию, разработали также собственную технологию для взаимодействия их проекторов с маркерами. Одно из ее преимуществ — то, что маркер можно использовать из другого конца класса. Это — плюс для тех преподавателей, которым нужно иметь под рукой управление и при этом ходить по помещению, наблюдая за учениками. Минусом в данном случае, безусловно, является невысокая точность. Сгодиться, чтобы что-то выделить, но писать так не получится.

Недавно в качестве интерактивного инструмента стали использовать планшеты. Как вы понимаете, рисовать на планшете — это совсем не то же самое, что стоять у экрана и рисовать прямо поверх проецируемого изображения. На данный момент, мне кажется, что интерактивный маркер — боле мощный инструмент, чем планшет, но iPad или планшет на базе Android тоже дают интерактивному проектору дополнительные возможности.

Мы также начинаем видеть появление различных функций для совместной работы: к примеру, когда то, что рисуется на одном экране, появляется также на втором экране, расположенном совершенно в другом месте. Интересная штука и, пожалуй, более полезная в сфере высшего образования, чем в школах, но наибольшей популярностью данная функция пользуется в сфере бизнеса. В прошлом году мы обозревали Mitsubishi WD390U, «облачный» интерактивный проектор с функцией совместной работы. К сожалению, компания ушла с проекторного рынка.

Хотя я не могу предоставить ссылки на конкретные исследования, есть общее понимание, что интерактивные проекторы могут улучшить продуктивность, как учителя, так и учащегося, делая образовательный процесс лучше. Задача школ — найти баланс между ценой оборудования и преимуществами, которые оно дает. Наиболее эффективный способ внедрения интерактива — убедиться, что интерактивные проекторы регулярно используются в тех классах, где они установлены.

^ Наверх

По поводу лазерных указок и экранных курсоров, планшетов и функционала беспроводной мыши

Встраивание лазерных указок в пульт проектора обычно считается плохой идеей, если учителю придется передавать его учащимся для демонстрации их работы. В итоге, многие производители отказались от лазерных указок, вместо этого устанавливая экранные указатели. По сути, это что-то вроде функции беспроводной мыши, которая позволяет отображать на экране некий графический курсор (он может выглядеть, как красная точка лазера, как стрелка, или как что угодно еще, что могло прийти в голову производителю).

Преимущество лазера в том, что он более точен и работает быстрее. Говоря об экранных курсорах, производители редко выходят за рамки управления курсором стрелками «влева-вправо», «вверх-вниз», редко можно двигать курсор и по диагонали. Таким образом, лазер работает лучше всех остальных вариантов, но по соображениям безопасности данный вариант, скорее всего, будет вам недоступен.

Сегодня появляются новые варианты, такие как использование планшетов для добавления аннотаций или выделения объектов на экране. Мы видим все больше пригодных для школ проекторов с поддержкой беспроводных сетей,  как и приложений для планшетов, позволяющих работать с проекторами.

^ Наверх

О возмужании карманных проекторов

Карманные проекторы сегодня — не совсем карманные по размеру; этот термин обычно относится к небольшим проектором с полупроводниковым источником света (лазер, светодиоды или гибридные), которые по размеру меньше своих ламповых аналогов, но сравнительно более дорогие. Прежде всего, они не такие яркие, но является ли это проблемой? В большинстве классов, которые были оснащены проекторами десять лет назад или раньше, стояли проекторы с яркостью в 800-1200 люмен. И они нормально справлялись. Сегодня типичный ламповый проектор начального уровня дает 2500 люмен, но это, как правило, куда больше, чем действительно нужно для большинства школьных классов.

Сегодняшние карманные проекторы производят в районе 600 — 800+ люмен, что является адекватной яркостью, по крайней мере, для большинства классов. При этом, преимущество состоит в том, что их источник света должен пережить срок полезности самого проектора, — у большинства из них оценен в 20 000 часов работы и более. Это — 4 часа в день, 5 дней в неделю, 40 недель в году, на протяжении 25 лет. Это решает проблемы с тем, что в бюджетах предстоящих периодов не будет хватать денег на замену ламп, но зато приходится переплатить в самом начале за эти самые полупроводниковые источники света.

В полной мере карманные проекторы сияют (каламбур намеренный) тогда, когда востребована их портативность. В конце концов, не у каждой школы денег хватит на оборудование проекторами большей части своих помещений. При этом, хотя ламповые проекторы и имеют чуть большие габариты, они все еще очень мобильны и стоят меньше, поэтому наилучшей нишей для «карманников» является та, где нужна «реальная мобильность». Это делает их идеальным вариантом для различных специальных проектов, для преподавателей, которые читают курсы в нескольких школах, а также для тех, кто, при отсутствии финансирования со стороны школы, решают купить собственный проектор и каждый день брать его на работу.

Есть одна область применения карманных проекторов, которую нечасто встретишь в Штатах, но которая может быть более актуальна в других странах. Я говорю о возможности работать от аккумулятора. В США это может быть какой-нибудь выездной урок, но во многих менее развитых странах такой проектор на батареях можно использовать в сельской местности, где могут иметься проблемы с электричеством. Мы знаем, к примеру, что группы врачей и преподавателей-волонтеров, которые занимаются благотворительностью по всему миру, используют в своей работе пико-проекторы и карманные проекторы на аккумуляторах. Сегодня можно купить проектор, работающий на встроенном аккумуляторе и дающий от 250 люмен. Какое-то время назад для этих задач приобретались проекторы с яркостью 25, 50 и, в недавнем прошлом, 100 Лм, — самые яркие проекторы на батареях, которые были доступны на тот момент. Мы недавно обозревали довольно яркий мини-проектор, который обладал световым потоком в 300 Лм при работе на аккумуляторах. Этого все еще достаточно для экрана диагональю 50 дюймов. (Для справки, 400 люмен в затемненном домашнем кинотеатре — это экран диагональю 100 дюймов).

В этом году в нашем обзоре мы первый раз рассматриваем сразу несколько карманных проекторов. Тот, что на батареях, — это Asus P2B, плюс еще четыре модели. Самые яркие обладают заявленным световым потоком в 1000 люмен!

Помните, что полупроводниковый источник света со временем очень медленно теряет яркость. Скажем, через 3000 часов работы, проектор на 1000 люмен может оказаться почти столь же ярким, как ламповый проектор на 2000 Лм. Тем не менее, основная причина использовать в образовании карманные проекторы — это их портативность.

^ Наверх

По поводу полупроводниковых источников света

Хотя все карманные проекторы используют полупроводниковые источники света, есть еще одна категория проекторов, и она довольно дорогая. В этом году мы обозревали два серьезных полупроводниковых проектора, ярких и полнофункциональных. Один из них — Panasonic RW430, обладающий превосходным диапазоном оптического масштабирования, разрешением WXGA и полным набором необходимого функционала. Второй — лазерный проектор Sony FHZ55. Он гораздо ярче, разрешение WUXGA/full HD, он также обладает полным набором функционала, начиная от сетевых возможностей, заканчивая сменными объективами.

Полупроводниковые источники света работают долго, полностью сводя на нет такой фактор, как замена ламп. Они также «разгоняются» до приемлемой яркости изображения за несколько секунд, а не от 30 секунд до минуты, как бывает у большинства проекторов на базе традиционных ламп. Эти самые полупроводниковые проекторы, действительно, стоят дороже при расчете на единицу яркости, даже если учесть стоимость замены ламп у конкурентов, но зато они дают более долгий ресурс и установку по принципу «поставил и забыл», как и эксплуатационные расходы, которые должны оказаться минимальными. (Как правило, благодаря большей энергоэффективности.)

Как правило, полупроводниковые источники света позволяют устанавливать проектор под любым углом, что не является чем-то необходимым в классе, но может оказаться идеальным выбором для спецпроектов. Например, для создания различных экзотических экранов в музеях. 

^ Наверх

Про сменные объективы

Когда вы видите проектор со сменными объективами, из которых можно выбирать, это обычно означает две вещи. Предельная гибкость установки — это большое преимущество, а высокая цена — недостаток. Как правило, ни в школах, ни в ВУЗах такой проектор не требуется. Однако, данный вариант может дать полезные преимущества в больших аудиториях или залах. Наиболее типичными местами, где могут устанавливаться проекторы с заменяемыми объективами, — это большие помещения, где требуется установить проектор как можно дальше от экрана, чтобы облегчить доступ к нему. Хотя у большинства таких проекторов имеется экономичный вариант объектива, идущий в комплекте, следует знать, что большинство «остальных» объективов стоят, как правило, от $1500 до $3500, в зависимости от их типа, цены самого проектора и других факторов.

Про работу «без ПК», через сеть, BYOD

По мере того, как новые методы обучения все больше предполагают, что учащиеся в классе «презентуют» свою работу, используется ряд способов чтобы упростить им эту задачу.

Базовые возможности дают проекторы, поддерживающие режим «баз ПК», проецирующие напрямую с USB носителя. У многих современных проекторов есть возможность подключить носитель информации (напрямую или через USB удлинитель), — учащиеся могут приносить свои презентации на флэшках, быстро их подключать и управлять презентацией.

Некоторые из рассмотренных нами проекторов обладают лишь простейшим функционалом показа с USB носителей, тогда как у большинства сегодня имеются встроенные медиаплееры, поддерживающие видео, jpg, документы Microsoft Office (Powerpoint, Excel, Word), а также — PDF. Цифровое масштабирование, функционал отображения слайдов с красивыми переходами, функция экранного указателя и другие возможности проектора позволяют еще более улучшить презентацию, проводимую учащимся или учителем.

Работа через приложение на планшете дает еще больше возможностей, хотя подобный функционал приветствуется, скорее, в условиях высшего образования, но не в школах.

Подключение через сеть — еще один способ, которым учащиеся могут делиться своими работами. В случае с некоторыми из рассмотренных проекторов, часть из которых мы тестировали в условиях классов, оснащенных проводной или беспроводной сетью, они могли находить через сеть имеющиеся в классе компьютеры, позволяя проецировать на экран изображение с от одного до четырех компьютеров одновременно (в режиме разделения экрана). Эта возможность может быть исключительно полезной при сравнении работ различных учащихся, либо для совместной работы нескольких учеников. Презентации через сеть также могут позволить учителям выводить на экран материалы, хранящиеся на центральном сервере, который может быть расположен в другой части школы, школьного округа или университетского кампуса.

^ Наверх

Про HDMI (или DVI) и USB DisplayLink интерфейсы

Мы дошли до точки, когда HDMI стал новым стандартом для проекторов. В этом году каждый проектор из нами рассмотренных оборудован HDMI разъемом. Это правда, что у всех проекторов также имеются и VGA разъемы, но тренд идет в сторону цифры и HDMI. DVI решает ту же задачу, но с использованием более профессионального штекера, который прикрепляется к разъему винтами, но в наши дни его мало где можно найти, кроме как на наиболее дорогих инсталляционных проекторах, на которых, скорее всего, будут присутствовать и HDMI и DVI.

У HDMI по-прежнему имеется ограничение по длине шнура, но в типичном классе это не должно быть проблемой, а какой-нибудь вариант обойти это ограничение найдется даже для университетского актового зала. При использовании различных удлинителей, HDMI сигнал можно передавать на сотни футов (как правило, для этого используют недорогие кабели CAT5 и CAT6). Поэтому, хотя имеется дополнительная доплата за удлинители, вопрос о расстоянии решаем.

HDMI дает не только преимущество в виде цифрового сигнала, но и то, что звуковой сигнал и видео передаются по одному кабелю.

Если у HDMI и имеется какой-либо конкурент, то это USB. Стандарт Displaylink теперь поддерживается системами Windows и Mac, позволяя многим компьютерам выводить видео сигнал через USB. Пара проекторов, рассмотренных нами в этом году, обладала таким функционалом. Это — просто еще один альтернативный вариант подключения, который придется рассматривать ребятам, отвечающим в школах за IT. И он может даже повлиять на решение о покупке.

Про качество изображения — яркость, точность цветопередачи, цветопередачу vs яркость

^ Наверх

Это — не совсем «функционал», а, скорее, просто взгляд в лицо реальности, поскольку в проекторах для школы используются различные технологии.

Один момент, о котором мы говорим уже лет десять, теперь обозначается, как «цветовая яркость против черно-белой яркости (точнее, по оттенкам серого)». Мы даже сделали видео, чтобы продемонстрировать причину, по которой данный момент стоит учитывать.

Вот краткая версия того, что нужно об этом знать: у некоторых проекторов (в большинства своем это одноматричные DLP) есть цветовые колеса, в которых, наряду с красным, зеленым и синим сегментами, присутствует и прозрачный. Это позволяет таким проекторам выдавать гораздо больше «белой яркости», чем цветов. Это отлично работает при измерении максимальной яркости проектора, но два года назад был создан стандарт «цветовой яркости», поэтому теперь мы можем знать, как такой подход влияет на изображение. У такого DLP проектора из нашего примера белая яркость может составлять 3500 люмен, а цветная — только 1300. Это значит, что черно-белая часть изображения может быть почти в 3 раза ярче, чем, скажем, самый яркий красный цвет. (Автор немного упрощает — правильнее было сказать, что «белая яркость в 3 раза ярче, чем сумма яркостей красного, зеленого и синего» — MyProjector.ru)

Это приводит к тому, что у таких проекторов при максимальном уровне яркости будут плохие цвета. По этой причине они не достигают и половины своей максимальной яркости при переключении в режимы цвета, именуемые «Кино» или «Фильм». Делает ли это 3LCD проекторы (никаких цветовых колес и гораздо большая цветовая яркость) заведомо лучшими? Нет, поскольку существуют и другие факторы, в первую очередь — фактор цены. Бывает, что DLP проектор с заявленной яркостью в 3500 Лм продается за те же деньги, что 3LCD проектор на 2500 Лм. В этом случае белый цвет у DLP будет лучше справляться с освещением в комнате, чем у 3LCD проектора, но цвета будут хуже и выглядеть бледно. Другими словами, все зависит от помещения и от того, что вы будете показывать учащимся.

Обратите внимание, что я ничего не сказал о LCoS проекторах, поскольку они склонны стоить дороже и нечасто используются в образовании (но в отношении вышеупомянутой проблемы ведут себя, по большей части, как 3LCD). Canon, пожалуй, является большим исключением, поскольку у них есть целая линейка LCoS проекторов, которые нацелены на лабораторные помещения и классы (есть режим симуляции DICOM для демонстрации рентгеновских снимков) в заведениях уровня университетов, способных более щедро платить за каждый проектор из своего бюджета. 

Проекторы для образования обладают очень хорошими спецификациями. Однако, неточные режимы дают цвета, заниженные по цветовой яркости на 30-50% относительно максимальной яркости по белому у DLP проекторов и лишь на 10-20% у 3LCD. В таких ярких режимах, когда DLP проектор пытается показать ярко-красный цвет, последний может выглядеть темнее, как цвет красного вина. Однако, в наиболее точных режимах цвета обе технологии производят очень хорошие цвета. Если яркие цвета вам важны, то преимущество будет на стороне 3LCD. Если нужна максимальная яркость, а цвета — не особо, то преимущество будет у DLP. Выбирайте с умом!

^ Наверх

Про стоимость эксплуатации, обслуживания, фильтры

С точки зрения расходов на долгосрочном масштабе, для образовательных учреждений важны:

  1. Изначальная цена проектора
  2. Стоимость установки
  3. Стоимость замены ламп
  4. Стоимость самих ламп
  5. Стоимость фильтров (если есть) минимальна, но их замена — это трудозатраты
  6. Стоимость ремонта


Первый пункт в данном разделе мы рассматривать не будем.

Стоимость установки

Стоимость установки зависит от типа проектора. Ультракороткофокусные проекторы и «очень-короткофокусные» проекторы, как правило, устанавливают на настенном креплении, прямо над экраном или маркерной доской. Это означает меньше трудозатрат, чем если бы пришлось работать не только со стеной, но и с потолком, прокладка кабелей также проще и дешевле. Единственный минус в том, что само настенное крепление стоит, как правило, дороже, чем потолочное. Но в итоге стоимость установки ультра- и очень- короткофокусных проекторов должна быть ниже.

Стоимость ламп

С лампами точно рассчитать сложно. Есть проекторы с лампами, которые работают 4000/5000 часов и стоят $249 или даже $349, но есть и компании, которые делают замену ламп исключительно доступной для образовательного рынка в США. Примером тому Epson с их программой «Brighter Futures», предлагающей для школ лампы по $99 почти для всех проекторов.

Стоимость замены ламп

Тут дело не только в стоимости. Если у школьного округа в хозяйстве 500 проекторов, у которых лампы работают в среднем по 4 года, то это означает замену 125 ламп в год. И эти проекторы расположены в различных школах. В общем, это — значительные трудозатраты, а значит, — и деньги.

Если у вас в хозяйстве много проекторов, я очень рекомендую устанавливать их таким образом, чтобы для замены ламп (ну и фильтров тоже) не нужно было снимать проектор с крепления. Иначе процесс замены каждой лампы будет занимать значительно больше времени. К счастью, большинство проекторов, предназначенных для образования, снимать не обязательно.

Стоимость фильтров

Стоимость фильтров имеет тенденцию быть незначительной. За исключением больших профессиональных DLP проекторов, у большинства DLP проекторов фильтров нет вообще. Это хорошо с точки зрения затрат, но не очень хорошо с точки зрения, собственно, пыли. Каждый из нас, кто видел внутренности трех-пятилетнего компьютера, знает, что каждый компонент оказывается покрыт пылью, что приводит к их повышенному нагреванию — то же самое у проекторов. Поэтому к безфильтровым проекторам может возникать вопрос по поводу надежности. Далее, основной момент состоит в том, как часто нужно заменять фильтры. К сожалению, у многих проекторов, оснащенных фильтрами, не указывается точный временной интервал, хотя в тот момент, когда придет время для замены фильтра, он оповестят вас об этом. Тем не менее, ресурс фильтров улучшился, и большинство проекторов в стандартном помещении могут проработать от 1000 часов прежде, чем потребуется замена фильтра. Некоторые производители предлагают осуществлять ее одновременно с заменой лампы (через 4000+ часов). И лишь у немногих фильтры обладают столь большим ресурсом, что способны пережить лампу. (на ум приходят большие проекторы от Panasonic, Epson и Sony).

С точки зрения обслуживания/надежности, вопрос о наличии/отсутствии у проектора фильтра есть смысл учитывать при выборе. Возможно, это — далеко не самый важный фактор, но со своими положительными и отрицательными моментами.

^ Наверх

Про беспроводные сети

У многих производителей имеются версии одного проектора с- и без поддержки беспроводной сети, что дает возможность выбирать. Популярны также беспроводные модули, позволяющие за недорого добавить проектору беспроводной сетевой функционал.

Хотя беспроводное подключение может оказаться очень полезным для подсоединения компьютеров и планшетов учеников и учителей к проектору, сам по себе данный функционал не является альтернативой серьезным «проводным» функциям, позволяющим централизованно управлять проекторами из центра поддержки школы или округа.

В большинстве случаев, для работы через беспроводную сеть требуется планшет с установленным на нем приложением, либо компьютер с поддержкой беспроводной сети. Если это есть, то вопрос сводится к тому, какой именно функционал поддерживается. Некоторые проекторы даже позволяют выводить на экран изображение с четырех устройств учащихся через беспроводную сеть. (Это также поддерживается некоторыми проекторами с только  проводным сетевым функционалом).

Беспроводное подключение можно использовать в качестве способа быстро и просто подключиться к проектору и начать доклад/урок.

Более половины из рассмотренных нами в этом году 18 проекторов либо обладали встроенной поддержкой беспроводной сети, либо — с помощью опционального модуля. Это особенно свойственно карманным проекторам, так как они — наиболее мобильные из всех.

^ Наверх

Про проводную сеть и ее протоколы

Общий тренд состоит в том, что школы и школьные округа подключаются к сетям. У этого есть ряд очевидных преимуществ, которые я кратко перечислю. Но начать предлагаю с того, что, за исключением некоторых карманных проекторов, остальные модели, упомянутые в нашем обзоре проекторов для школ за этот год, либо обладают встроенной поддержкой проводной сети, либо в их линейке есть другие модели, которые ей обладают. Если вам нужна поддержка данной функции, то у вас не должно возникнуть никаких проблем с поиском проектора, поддерживающего проводную сеть и соответствующего вашим требованиям по цене и функционалу.

Некоторые проекторы позволяют передавать изображение через сеть, причем реализуется это по-разному, иногда даже при этом используется встроенный в проектор медиаплеер.

Поддержка проводной сети означает возможность управления и, как правило, мониторинга состояния проекторов. Другими словами, администратор сети может видеть, включен ли проектор, работает ли нормально, сколько осталось часов до замены лампы и пр. Некоторые более «умные» проекторы идут на шаг дальше, позволяя предупреждать администратора через электронную почту или другим способом, когда требуется обслуживание, замена лампы и пр.

Многие проекторы поддерживают продвинутый сетевой функционал и, хотя мы его сами не тестируем, мы считаем, что проекторы, у которых имеется сертификация Crestron Roomview или AMX Discovery, были соответствующим образом протестированы и нормально поддерживают упомянутые протоколы.

А протоколы эти могут дать много дополнительных возможностей. К примеру, оповещение. Пока я пишу это, передо мной лежит газета с заголовком про торнадо в Миссисипи. Логично предположить такой вариант использования: сетевой администратор включает одновременно все выключенные проекторы (поддерживающие сетевой функционал) во всем школьном округе и транслирует на них текст с предупреждением немедленно следовать в укрытие. А через 10 минут можно выключить все проекторы.

Мы тут, в Projector Reviews, — люди не особо сетевые, поэтому оставляем решения по вопросу выбора сетевого функционала, базового или продвинутого, айтишникам и сетевым администраторам.

^ Наверх

Про «облачные презентации» и «облачное обучение»

В нашем обзоре участвовал облачный проектор. Сам термин «облако» сбивает с толку. (Для начала, большинство «облаков» на самом деле — это подвальные помещения с кучей серверов.) Если ближе к делу, то «облачные презентации» означают, как правило, доступ к материалам, находящимся на большом удалении. Возьмите два класса, оборудованных интерактивными проекторами, которые могут «общаться» через сеть. Предположим, один класс — в Нью-Йорке, а второй — в Сан-Франциско. Рисуя на экране одного проектора, изображение немедленно меняется и на втором. К примеру, профессор может вести занятие в одном помещении, при этом сделав презентацию доступной в других помещениях студенческого кампуса, если там имеются «облачные» проекторы.

На самом деле, данный термин — это довольно вычурный способ описать различные сетевые возможности работы с презентуемым материалом. Слово «облако» просто звучит более стильно. «Облачные», или «продвинутые сетевые» презентации могут быть мощным инструментом, независимо от того, имеется ли «по ту сторону» облачный проектор. Преподаватель может использовать интерактивный облачный проектор, чтобы ученик, сидящий дома с гриппом, мог видеть содержимое экрана на своем компьютере, если последний поддерживает требуемый функционал.

Как правило, проекторы с поддержкой облаков являются интерактивными, работают совместно с планшетами и компьютерами и являются одними из наиболее дорогих.

^ Наверх

Про презентации с устройств на базе iOS/Android

На самом деле, здесь мы возвращаемся к вопросу о беспроводной сети, хотя некоторые проекторы позволяют подключать мобильные устройства по кабелю. Очевидно, что в классе, если свою презентацию должны демонстрировать несколько человек, то использование беспроводной сети избавит вас от лишних проблем.

В настоящее время многие проекторы, поддерживающие беспроводную сеть, совместимы со специальными приложениями, предназначенными для презентаций с планшетов и добавления аннотаций поверх отображаемого. Некоторые также позволяют управлять проектором: включать, получать доступ к меню и менять различные настройки прямо с телефона или планшета, на котором установлено приложение.

Обратите внимание, что возможности таких приложений сильно различаются, в зависимости от модели проектора и конкретного приложения. Поэтому, если вам эта тема нужна, обязательно проверьте, поддерживается ли нужный вам функционал.

Возможность отображать слайдшоу является наиболее стандартной в таких приложениях, но вот сможете ли вы увидеть на проекторе другие интересующие вас форматы — зависит от возможностей конкретного приложения.

^ Наверх

Про отображение в классе активного и пассивного 3D

3D — вещь многообещающая. Большинство отзывов в ориентированных на образование изданиях характеризуют результаты экспериментов с 3D, как весьма положительные. 3D погружает учащихся в просматриваемый материал и, похоже, преуспевает в том, чтобы удерживать их внимание и направить его на обучение. Уже прошло довольно много времени с тех пор, как я последний раз держал на руках какие-либо исследования на эту тему, но, все же, буду полагать, что сказанное выше по прежнему является истинным.

Для отображения 3D в классе есть два варианта. Активное 3D, — то есть, то же самое, что используется в домашних кинотеатрах, и пассивное 3D, которое в США используется в кино, с этими гораздо более легкими «пассивными» очками. «Активное» означает, что напротив каждого глаза имеется свой затвор, который позволяет в одно мгновение сначала открыть левый глаз, чтобы тот увидел предназначенное для него изображение, а затем закрыть левый и открыть правый глаз. В случае с пассивными очками, на оба стекла попадает одно и то же изображение, но различная поляризация стекол фильтрует, что должен видеть каждый из глаз, а что — нет.

Как правило, школьные 3LCD проекторы не предлагают 3D функционал. За одним исключением. Почти все DLP проекторы поддерживают 3D, требуя лишь докупить активные 3D очки. Стоит заметить также, что не каждый проектор поддерживает все существующие 3D форматы. У некоторых все еще стоит HDMI версии 1.3, не поддерживающий Blu-ray 3D. Это может оказаться проблемой, если в рамках одного из курсов демонстрируется материал в упомянутом формате.

Можно взять два 3LCD проектора, соединить их в стэк, свести изображения и получить пассивное 3D с помощью поляризационных фильтров, установленных напротив объектива каждого из них. Звучит сложно? При прочих обстоятельствах — да, но один производитель продает уже готовое к работе решение. Это — Epson W16SK, один из проекторов, выигравших в прошлом году нашу награду «Лучший в Классе». Это — два проектора, стойка, фильтры и пр. В принципе, подключил — и вперед! W16SK — единственное известное мне простое решение для пассивного 3D. Более подробно о нем — тут.

Активное vs Пассивное

Активное или пассивное: вот где надо принять главное решение.

У активных очков имеется один большой недостаток, и это — их стоимость, а также стоимость их замены в случае кражи. К сожалению, последнее — очень вероятная и дорогостоящая проблема, с которой сталкиваются многие школы. 3D очки от производителя, как правило, стоят от $69 до $99, хотя самая низкая цена у сторонних производителей (модель, о которой я подумал, не очень убедительна) может составить лишь $20. Все же, оснащение ими класса на 35 человек, включая пару запасных пар, будет означать 40 пар, или $700-$800 при использовании наименее дорогих очков (не перезаряжаются, используют кнопочные батарейки). Цена, зачастую, может быть и в два раза выше. 

В случае с пассивными очками вы, прежде всего, платите за то, что проектор в системе не один. Это означает значительно более высокую цену за сам проектор(ы), но при этом, в случае с нашим решением, цена за очки составляет $6 за пару, а очки от сторонних производителей обойдутся вдвое дешевле.

Итак, вы можете заплатить $700 за хороший DLP проектор с поддержкой 3D (и Blu-ray 3D), плюс $600-$1600 за достаточное для эксплуатации в классе количество очков (полагая, что случаев больших краж не будет). В случае с решением в пользу пассивного 3D, вы заплатите около $1500 за Epson, но те же 40 пар очков обойдутся лишь в $200 или менее. Возможно, в менее, чем $100 при использовании очков от сторонних производителей.

Обратите внимание на то, что у пассивного решения имеется огромное преимущество по яркости, которая, как правило, является проблемным моментом 3D систем, так как немногие проекторы могут добиться в 3D уровня яркости в более, чем 35% от яркости в 2D. В случае с данной соединенной парой проекторов, вы стартуете сразу с удвоенной яркостью, в результате получая гораздо более яркое (как правило, в 2 раза и более) 3D изображение.

Настоящая экономия при использовании пассивной системы происходит в том случае, если имеется проблема с исчезающими очками. Если каждый год школа будет заменять 1/3 очков, то на масштабе 3-4 лет это пассивное решение будет выглядеть, как исключительно выгодная покупка. Вообще, есть много других соображений при выборе 3D проектора, далеко не последним из которых являются все остальные функции, которые вам нужны, такие как поддержка сетевого функционала, проводного и беспроводного, и т.д. Есть много активных 3D проекторов, которые подойдут для использования в школе, но пассивный — только один.

^ Наверх

Про стоимость владения

К изначальным затратам относятся проекторы, экраны/доски, крепления, 3D очки, расходы на установку (включая подключение к сети). Далее — о послепродажных расходах.

Различные условия гарантии (некоторые производители, такие как NEC и Epson, предлагают у нас более длительные сроки гарантии для образования, поэтому есть смысл на это смотреть). Гарантийные условия, относящиеся к перечисленным в данном обзоре проекторам, разнятся от 1 года на детали и ремонт, до 5 лет. Программы по замене варьируются от ничего, до 3 лет с быстрой заменой проектора в случае поломки. Это — большая разница, которая может стоить больших дополнительных затрат на уровнях от школы или института, до округов и целых регионов. Если гарантия закончилась, то ремонт проектора ценой в $700, прослужившего 2-3 года, может стоить $400 (плюс доставка), но при более долгом сроке гарантии с программой замены это могло бы ничего не стоить, а проектор привезут в течение 1-3 рабочих дней. В случае с большинством программ по замене, за доставку платит производитель.

Разобравшись с гарантией, основная проблема будет заключается, в основном, в замене ламп и обслуживании, необходимом для поддержания проектора в рабочем состоянии. Это означает, что есть затраты на замену лампы и есть время, которое ребята из IT потратят на то, чтобы пойти и осуществить эту замену.

Касательно проекторов с фильтром, многим из них не требуется новый фильтр, пока не наступит время замены лампы, но, если ресурс фильтра сильно меньше, то это потребует дополнительных трудозатрат.

Конечно, проекторы с полупроводниковым источником, будь они лазерными, светодиодными или гибридными, никогда не потребуют замены «лампы», сберегая трудозатраты, но большинство проекторов на лампах сегодня проработают в режиме максимальной мощности 3000, 4000, 5000 часов и до 6000 часов в экономичном режиме прежде, чем потребуется замена лампы. Затем учтите, что у одного проектора лампа стоит $99, а у другого — $199. Подвести экономическую базу под покупку «безлампового» проектора довольно трудно: если он стоил дополнительные $1500 за инновационный источник света, чтобы получить 20 тыс. часов работы, а при этом четыре лампы за $99 дадут обычному проектору такой же ресурс в 20 тыс. часов, что больше, чем время полезности самого проектора. Другими словами, при низкой стоимости и долгом ресурсе ламп, будет непросто вернуть эти дополнительные деньги, вложенные в проектор на базе полупроводникового источника.

В мире карманных проекторов только такие источники света и используются, поэтому проблемой остается их яркость (порядка 1/3) по сравнению с ламповыми проекторами. Господа закупщики и технические специалисты, вам придется тут достать калькуляторы и посчитать, сэкономит ли вам отсутствие лампы достаточно трудозатрат, чтобы окупить более высокую стоимость полупроводникового проектора. Хотя я теоретически и являюсь сторонником этих технологий, все же, помните, что они довольно новые. Большинство проекторов заявляют о ресурсе в 20000 и даже 30000, но на деле, на большинство из них идет гарантия в три года, и, по моему, только у одного проектора из данного обзора гарантийный срок покрывал половину заявляемого ресурса, — 10000 часов. И это куда больше, чем стоит ожидать от всех остальных. В итоге, если у проектора на его полупроводниковый источник света не распространяется долгий срок гарантии, то учтите, что, если он не проработает по времени и близко к тому, что заявлялось, вы останетесь со сломанным проектором с истекшей гарантией, слишком дорогим, чтобы его ремонтировать.

По поводу подсчетов с активным и пассивным 3D я повторяться здесь не стану, — по этому вопросу прошу смотреть соответствующий раздел.

^ Наверх

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.