1

Сравнительный обзор SVGA проекторов... BenQ MS504 против Epson EB-S02

Последнее время мы много говорим о проекторах для развлечений, незаслуженно забывая бюджетных трудяг, самозабвенно работающих в офисах, школах, переговорных и пр., не жалуясь на довольно яркое внешнее освещение. Самые бюджетные модели — это SVGA проекторы (разрешением 800x600).

Данный обзор посвящен двум популярным SVGA проекторам, BenQ MS504 и Epson EB-S02. Чтобы было интереснее, тестирование имеет соревновательный дух и в конце будет назван победитель. Также надеемся, что статья поможет вам определиться с тем, подходит ли SVGA проектор для ваших задач, или это совсем вчерашний день и нужно что-то более четкое. 

Содержание:

  1. Что вообще нужно проектору для школы/офиса?
  2. BenQ MS504 и Epson EB-S02
  3. Интерфейсы
  4. Установка, условия тестирования
  5. Панели управления и пульты
  6. Четкость и резкость
  7. Адекватность SVGA разрешения
  8. Измерения яркости, Лм
  9. BrilliantColor
  10. Баланс белого и цветовой охват
  11. Работа в освещенном помещении, режим «Динамический»
  12. Работа в освещенном помещении, режим «Презентация»
  13. Работа в затемненном помещении
  14. Выводы


Что вообще нужно проектору для школы/офиса?

Если вы хотите перейти ближе к делу, смело пропускайте этот раздел.

Важнейшей характеристикой проектора всегда был световой поток (он же «яркость»), который определяет, насколько качественное изображение проектор может показать в освещенном помещении. И на экране какого диагонали. Стоит отметить, что яркость — основной параметр, влияющий на цену проектора (от бюджетных, до инсталляционных). Это логично: если проектор ярче, то ему нужна более мощная лампа, лучшая система охлаждения и пр. Рассматриваемые нами проекторы имеют яркость 2600 и 3000 Лм, что считается оптимальным для классов, средних переговорных комнат и аудиторий и пр. Для помещений большего размера обычно используют проекторы с яркостью от 4000 Лм. 

Как для офисных, так и для учебных помещений действуют общие правила: требуется довольно высокий уровеньминимального освещения, при котором можно работать, не перенагружая глаза. Таким образом, проектор должен быть в состоянии дать качественное изображение при свете, давая в несколько раз большую освещенность экрана, чем то, что дает иллюминация в помещении. Это и объясняет, почему есть некий стандарт яркости для офисных проекторов и почему для этих задач не используют менее яркие модели. Вся суть проектора для офиса или для образования — это способность дать наилучшее изображение в освещенном помещении при минимальной цене.

Здесь необходимо сразу отметить, что у всех проекторов есть режимы изображения для работы в затемненном помещении — в этих условиях качество изображение будет самым лучшим. Однако, заявленная производителем яркость достигается только в «самом ярком» режиме, где точность цветопередачи приносится в жертву максимальной яркости, поскольку в условиях освещенных помещений яркость — это то, что в первую очередь влияет на качество изображения. Вот мы и приходим к выводу, что тестировать проекторы для офисов и школ нужно в ярко освещенном помещении. Качество работы школьного или бизнес-проектора в полностью темном помещении гораздо менее существенно, поскольку это — стихия другого класса проекторов, — «проекторы для домашнего кинотеатра».

Про SVGA разрешение мы еще поговорим, но скажу о своих выводах: большинство презентаций и уроков, даже содержащих мелкий шрифт, можно без проблем показывать на SVGA проекторах. Формат DVD Video, который некогда считался довольно четким, обладает меньшим разрешением, чем SVGA (720 точек по горизонтали против 800). В общем, если вам проектор нужен, чтобы с последней парты все было хорошо видно, то SVGA подойдет. А вот если вы хотите поставить проектор в небольшое помещение, то дополнительная четкость вам не помешает — тут точно лучше брать XGA. 

Условия, где SVGA проектор будет оптимален
(задача — чтобы было видно издалека)

И да: как SVGA, так и XGA проекторы — это, прежде всего, вытянутое по вертикали соотношение сторон экрана 4:3, отлично подходящее для документов и Web-страниц. Но современный стандарт для фильмов — формат 16:9. Соответственно, показывая HD фильм на SVGA/XGA проекторе, у вас либо не будет использована верхняя и нижняя части экрана, либо будут обрезаны края по бокам.

Впрочем, всегда можно самостоятельно определить, достаточно ли для ваших задач SVGA разрешения, переключив в этот режим монитор.

BenQ MS504 и Epson EB-S02

Итак, в тестировании принимают участия SVGA проекторы BenQ MS504 и Epson EB-S02. Оба — исключительно популярные модели, хотя S02 не так давно был заменен на S03 и теперь уже уходит в прошлое. На данный момент, S03 дороже модели MS504 примерно на 10%, хотя и от S02 продавцы не спешат избавляться по сниженным ценам — он стоит примерно столько же, сколько и S03. Ниже приведу основные характеристики участников тестирования, а также модели EB-S03, которую мне достать не удалось.

 Benq MS504Epson EB-S02Epson EB-S03
Яркость3000 Лм2600 Лм2700 Лм
Контрастность13000:13000:110000:1
Макс. ресурс лампы (нормальный режим)4500 ч.4000 ч.5000 ч.
Мощность лампы190 Вт.200 Вт.200 Вт.

Интерфейсы

Все проекторы получали входной сигнал через VGA разъем, причем BenQ порадовал наличием двух VGA входов и сквозного VGA выхода, позволяющего передать сигнал далее. У обоих проекторов есть видео входы S-Video и RCA, тогда как аудио входы RCA есть у Epson-ов, а у Бенка есть аудио вход и аудио выход 3,5мм миниджек. 


При всем этом, у Эпсонов есть дополнительная «фишка» в виде функции «USB 3-в-1», которая позволяет подключить проектор к компьютеру единственным USB шнуром (тип A — тип B), передавая на проектор изображение и звук и управляя мышью и перелистыванием страниц с помощью пульта проектора (можно посмотреть на видео в начале страницы).

Если нужен интерфейс HDMI, то у BenQ есть «родственные» MS504 модели с HDMI, а у Epson — модель EB-S03.

Установка, условия тестирования

Если вам скучно, то можно перейти к сравнению бок о бок или к выводам.

Мне стоило некоторых усилий расположить проекторы так, чтобы изображение совпадало со стоящими бок о бок экранами. Прежде всего, EB-S02 более короткофокусный (проекционное отношение 1,45), чем MS504 (1,86). Переводя на русский язык, у S02 расстояние до экрана = 1,45 * ширина экрана, а у MS504 расстояние до экрана = 1,86 * ширина экрана. К тому же, BenQ MS504 имеет больший офсет (сдвиг изображения) вверх. В принципе, здесь преимущество скорее на стороне EB-S02, поскольку благодаря большей короткофокусности он лучше подходит в качестве мобильного проектора. Зато у BenQ MS504 есть оптический зум с кратностью 1,1, тогда как у Epson — только цифровой зум, зато с кратностью 1,35.

Управление фокусировкой и зумом (у BenQ) осуществляется расположенными позади объектива колесиками:


Оба проектора поддерживают вертикальную цифровую коррекцию трапецеидальных искажений, что позволяет установить их под вертикальным углом к экрану — выше или ниже требуемого уровня. При этом, у Epson EB-S02 имеется автоматическая коррекция, которая отлично работает (см. видео) и, опять же, облегчает эксплуатацию данного девайса в качестве мобильного.

Кстати, цифровая коррекциия срабатывает у обоих проекторов с меньшими потерями качества, чем я ожидал от проекторов со столь низким разрешением и ее вполне можно использовать. 

Есть смысл лишний раз оговорить, что рекомендуется посылать на проектор сигнал в его родном разрешении 800x600, чтобы он лишний раз не размывал изображение. Кстати, данное разрешение в современных ОС может быть даже скрыто в дополнительных настройках экрана. С другой стороны, есть смысл в некоторых случаях использовать XGA разрешение — проекторы его перемасштабируют, изображение будет более размытым, зато так удобнее работать с операционными системами — рабочий стол будет больше, а читаемость текста сохранится.

Что касается условий освещения, то стоит отметить, что я провел два тестирования: первое — для текстовой версии стстьи, а уж потом второе — для видео. Условия первого и второго тестирований немного отличались.

1-е тестирование (для данной статьи): диагональ изображения 60 дюймов (123 см x 92 см), освещенность экранов по центру — 400 Люкс.

2-е тестирование (для видео): диагональ 67 дюймов (132 см x 100 см). Освещенность экранов по центру — 300 Люкс.

Даже 300 Люкс — это чуть большая засветка, чем можно встретить в офисном помещении, где она обычно равна 100 — 200 Люкс. Тем не менее, размер экрана обычно используется больший — от 80 дюймов, что компенсирует то чрезмерное освещение, с которым мы заставили бороться проекторы.

Если вы спросите, обязательно ли было засвечивать экран, чтобы посмотреть на разницу между самыми яркими режимами проекторов, я отвечу, что нет. Засветка экрана нужна была для того, чтобы использование 100% яркости проектора было необходимостью, чтобы не было соблазна переключиться на менее яркий, но более красивый режим, предназначенный для менее освещенного помещения. 

Панели управления и пульты

Вы еще тут! Напомню, что можно перейти к сравнению бок о бок и к выводам.

У обоих проекторов в верхней части корпуса имеются очень похожие панели управления, позволяющие переключать источник сигнала и работать в меню, если пульт не под рукой.

Когда меню не активировано, кнопки навигации имеют альтернативное назначение: у обоих проекторов кнопки вверх и вниз отвечают за упомянутую выше коррекцию геометрии, тогда как кнопки влево и вправо у Benq MS504 регулируют громкость встроенного динамика, а у Epson S02 – управляют вышеупомянутым цифровым масштабированием (зумом).

Также у Benq MS504 есть кнопка Eco Blank, отключающая изображение и снижающая энергопотребление. У S02 затемнить картинку можно с пульта, но это не переводит проектор в энергосберегающий режим – такие режимы есть у более новой модели, S03.


Что касается пультов, то у Epson используется их классический пульт, идущий практически со всей линейкой офисных проекторов. Он комфортно лежит в руке, все кнопки хорошо разделены, источник сигнала можно выбрать напрямую соответствующей кнопкой. Плюс, как я уже сказал, можно управлять мышью компьютера: есть кнопки для левой и правой кнопки мыши и для листания слайдов, а курсор перемещается стрелками. Зато у MS504 пульт более компактный – в целом, их функционал аналогичен. 

 

Что касается меню — то я не вижу особого смысла подробно останавливаться на каждой настройке. Все, что мне интересно — это три-четыре настройки:

  1. Доступ к управлению мощностью лампы
  2. Выбор режима изображения (Яркий — Компромиссный — Точный и неяркий)
  3. Простейшие регулировки изображения — Контрастность и «BrilliantColor» у MS504.
     
Четкость и резкость

При столь низком разрешении лично мне не было разницы, насколько четко у проекторов очерчены пиксели. Возможно, некоторая размытость была бы даже к лучшему. Тем не менее, тесты были проведены и оба проектора показали правильные квадратные пиксели. У BenQ MS504 чуть четче благодаря его одноматричности, но разница не очень велика. Скажем, 10%.

Тест я проводил как при отображении черных линий толщиной в 1 пиксель на белом фоне, так и белых пикселей на цветном фоне и цветных линий на черном фоне. Для видео я использовал специально для этого предназначенное тестовое изображение с множеством параллельных цветных линий толщиной в 1 пиксель. Честно говоря, я не считаю, что разница здесь вообще стоит упоминания.

Отдельной похвалы заслуживают используемые в обоих проекторах алгоритмы цифрового масштабирования — будь это цифровая коррекции геометрии экрана, о которой я говорил ранее, или масштабирование при передаче на проектор сигнала в разрешении 1024x768, или при использовании цифрового зума на EB-S02, результат всегда был настолько четким, насколько это возможно и практически никогда не приводил к потере читаемости. Даже при использовании самых мелких шрифтов читаемость снижалась, но не исчезала.

Адекватность SVGA разрешения в целом

Безусловно, в наше время есть смысл стремиться к следующей ступеньке, XGA разрешению, которая предлагает в 1,28 раз больше пикселей по горизонтали. Тем более, что по цене разница не так и велика. Следующий шаг, WXGA разрешение, дает прирост пикселей по горизонтали, достигая разрешения 1280x800 и соотношения сторон 16:10, актуального для современного кино и ТВ. Соответственно, разрешения SVGA и XGA имеют более квадратное соотношение сторон 4:3, лучше подходящее для просмотра документов и Веб-страниц.

Я, как и многие читатели, давно не смотрел ничего в разрешении 800x600 и меня удивило то, что этого оказалось вполне достаточно для показа фильмов. Меня еще больше порадовало то, что мне пришлось потрудиться, чтобы найти материалы, которые содержали бы достаточно мелкие детали, чтобы их нельзя было разобрать при данном разрешении. Будь это стандартная презентация, таблица периодических элементов или текстовый документ, разрешение SVGA позволяет его отобразить и прочитать без затруднений. Среди прочего, я в тестировании использовал данную схему:

Несмотря на то, что оригинальный файл имел разрешение 3182x2078, при желании на обоих проекторах можно было прочесть даже текст в левом нижнем углу.

А вот если вам нужно работать с подробными мелкими таблицами или чертежами, то SVGA разрешение вам точно не подойдет

Кстати, если вы используете Windows и не обнаружите в списке режимов экрана разрешение 800x600, то попробуйте посмотреть в дополнительных настройках экрана, нажав на кнопочку «список всех режимов».

А так — SVGA разрешение имеет смысл. Особенно — когда проектор используется для того, чтобы изображение было хорошо видно с задних рядов класса или аудитории.

Измерения яркости, Лм

Максимальная яркость проекторов оказалась близка к заявленной, хотя MS504 дал чуть меньше заявленных 3000 Лм. Таким образом, разница между двумя соперниками по максимальной яркости сокращается до 9% в пользу проектора BenQ.

Режим картинки:EB-S02MS504
Яркий2630 Лм2872 Лм
Презентация2061 Лм2446 Лм
sRGB1923 Лм1499 Лм
Кино1911 Лм2098 Лм

 

 






Режим "Презентация" у обоих проеткоров служит в качестве компромисса между максимальной яркостью и качеством цветопередачи, и он чуть ярче у проектора MS504. 

Режим "sRGB", который должен быть самым точным, ярче у Epson EB-S02. Ну а режим "Кино" (так он называется у MS504, у Эпсона он, насколько помню, называется "Театр") по традиции близок к «sRGB», но может быть чуть менее «правильным». В общем, это режим, в котором производитель рекомендует смотреть кино в затемненном помещении.

Теперь пару слов про "цветовую яркость". Приходится пользоваться этим инструментом, поскольку он описывает то, что будет видно на тестировании бок о бок. Ниже показана суммарная яркость отображаемых нашими подопытными красного, зеленого и синего цветов (RGB), в процентах от яркости, которая измеряется по белому цвету, для каждого режима:

Режим картинки:EB-S02MS504
Яркий, RGB101%28%
Презентация, RGB~100%32%
sRGB, RGB~100%47%
Кино, RGB~100%35%


В общем, тут дело в технологиях проектора. Epson EB-S02 формирует белый из красного, зеленого и синего, MS504 — не только. В итоге, MS504 дает различную яркость цветов в каждом режиме и она колеблется от 28% до 47% от яркости белого в этом же режиме.

Если у Benq MS504 выключить настройку "BrilliantColor", то максимальная яркость падает до уровня цветовой яркости. К примеру, в самом ярком режиме яркость падает до 28% от максимальной. Это приводит к восстановлению правильного баланса между цветами и белым. Если дополнить таблицу максимальной яркости наших подопытных режимом BenQ MS504 с выключенной настройкой BrilliantColor, то получим:

 Режим картинки:EB-S02MS504MS504,
BrilliantColor Выкл.
Яркий2630 Лм2872 Лм798 Лм
Презентация2061 Лм2446 Лм741 Лм
sRGB1923 Лм1499 Лм692 Лм
Кино1911 Лм2098 Лм698 Лм

 

Вот общая диаграмма по яркости в различных режимах: 

Думаю, вам уже нетерпится посмотреть, как эта разница выглядит в реальности...

Среди дополнительных измерений, равномерность яркости по экрану у Epson EB-S02 составила 87%, у Benq MS504 — 65% с усилением яркости в центральной и нижней области экрана.

При переводе проектора Epson EB-S02 в экономный режим лампы, яркость составляет 79% от максимальной в каждом режиме. У Benq MS504 имеются сразу несколько экономичных режимов, дающих такой же результат — 79% от максимальной яркости («Eco» и «LampSave»), хотя некоторые из указанных режимов, по идее, являются «умными», позволяя, как я понимаю, экономить при отображении темного изображения или при холостой работе проектора.

BrilliantColor

Выше уже был описан эффект от данной функции проектора MS504. Если начинать с начала, то данная функция расположена у него в главном меню настройки изображения и по умолчанию включена. При ее включении, BenQ MS504 в 2-3 раза усиливает поток белого цвета, при этом его производительность по цветам не увеличивается, что приводит к тому, что цвета становятся более темными. Важно то, что максимальная яркость достигается проектором именно при включенной настройке «BrilliantColor». Говоря о качестве изображения, в некоторых случаях включенная настройка BrilliantColor создавала слишком резкие цветовые переходы. К примеру, если предмет с одной стороны освещен цветным источником света, а с другой стороны — бесцветным (белым), то последний участок будет в разы ярче, а цветовой переход будет очень резким.

Баланс белого и цветовой охват

Этот скучный раздел обязан быть здесь. Но совершенно не возбраняется, если вы его пропустите и перейдете к самому интересному. 

Цветовой охват обоих проекторов довольно схож в том смысле, что он совпадает с sRGB стандартом в точках красного и синего, тогда как зеленый немного урезан. Ниже — цветовой охват MS504 (слева) и EB-S02 (справа) в самом ярком режиме:

Охват S02 чуть больше. При переключении в более точные режимы изображения, охват MS504 остается прежним, тогда как у EB-S02 еще немного улучшается. Ниже — цветовой охват EB-S02 в режиме «sRGB»:

Баланс белого в самом ярком, "Динамическом" режиме у обоих проекторов также схож. У Ms504 он окрашен зеленым, у S02 — переходит от зелено-синего к зеленому. В результате, правда, на 100% белом Benq оказывается чуть точнее и чуть менее зеленым.

Но это — при включенной функции BrilliantColor, которая усиливает белый. Отключив ее, MS504 покажет гораздо более выраженный зеленый оттенок:

Баланс бел. MS504, «Динамический»MS504, Br.Color Выкл.EB-S02, «Динамический»


В режиме "Презентация" ситуация сохраняется: MS504 чуть точнее при включенном BrilliantColor и менее точен с уходом в синий, когда эта функция отключена. Однако, здесь появляется новое отличие: Epson EB-S02 дает точную кривую гаммы 2.2, которую MS504 даст только в самом точном режиме «sRGB».

Баланс бел. MS504, «Презентация»MS504, Br.Color Выкл.EB-S02, «Динамический»


В режимах "sRGB" и "Кино" (У EB-S02 "Театр") баланс белого довольно точен у обоих проекторов. У Epson он практически одинаковый и имеет слегка-слегка, чуть-чуть зеленоватый оттенок:

Баланс белого Epson EB-S02, «Театр»

У Benq при включенном BrilliantColor баланс белого в режиме "sRGB" слегка окрашен синим:

Наиболее точным оказывается режим "Кино":

При этом, отключение настройки BrilliantColor приводит в обоих вышеупомянутых случаях к практически идентичному расстройству баланса белого:

Выводы: какой-то эпичной разницы нет.

Epson EB-S02 дает несколько более широкое цветовое пространство, которое еще улучшается к более точным режимам «Театр» и «sRGB».

У MS504 в режиме «Презентация» достигается несколько лучший баланс белого и при несколько большей яркости (2446 Лм против 2061 Лм).

Зато у Epson в режиме «Презентация» правильная кривая гаммы.

Также, MS504 настроен на работу с включенным усилением белого BrilliantColor, отключение которого приводит к ухудшению баланса белого по сравнению с Epson EB-S02.

Тем не менее, нас интересует, прежде всего, самый яркий режим обоих проекторов. И сравнивать их я буду в условиях яркого освещения, когда все вышеперечисленные нюансы будут практически незаметны. 

Работа в освещенном помещении, режим «Динамический»

Наконец, самое интересное — не переключайтесь!

Проекторы не даром гонятся за яркостью и недаром именно по яркости ранжируется их цена. Тестирование я проводил как в условиях освещения менее яркого, чем рекомендуется для офисов и учебных учреждениях, так и более яркого, что имитировалось с помощью светящего на экраны прожектора. Еще раз повторю, что разница видна и без засветки, но засветка делает нежелательным использование менее ярких режимов. При такой засветке чем ярче режим проектора — тем лучше в итоге картинка.

Слева направо: Benq MS504, оригинал, Epson EB-S02

Примечание по фотографиям. В данном разделе размещены фотографии, сделанные при засветке экрана почти в два раза большей, чем можно обычно встретить в школах и офисах (в центре экрана 400+ Люкс, по краям — 200+ Люкс). При этом, размер экранов довольно небольшой, около 60 дюймов по диагонали (см. раздел Установка). При использовании больших размеров экрана в менее освещенных помещениях эффект будет примерно таким же.

Фильмы. При просмотре голливудских фильмов с достаточно суровой атмосферой и минимальным использованием ярких цветов (я посмотрел «Робокоп-2014» одновременно на двух экранах), при максимальном освещении в комнате единственной разницей между двумя проекторами были более темные цвета у MS504, он же давал чуть большую максимальную яркость, поэтому контрастные сцены выглядели чуть-чуть… контрастнее. С другой стороны, цвет кожи всякий раз был неестественным и слишком мрачным, что, впрочем, совпадало с атмосферой фильма. В целом, тут сложно определить победителя.


Слева направо: Benq MS504, оригинал, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)


Слева направо: Benq MS504, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)


Слева направо: Benq MS504, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)

Цветные фильмы и анимация. При просмотре ярких, цветных сцен или мультфильмов, проектор BenQ обнаруживал неспособность передавать яркие цвета. Включив «Короля Льва», можно было обнаружить, что в ситуации, когда весь экран заполнен цветным изображением, MS504 оказывается попросту заметно менее ярким, неспособным передать веселую гамму цветов. В случае со сценами из фильмов, в которых содержатся яркие цвета — это могут быть цветы, полоски на одежде, яркие логотипы и т.п., эти фрагменты внезапно резко выделяются, их цвета оказываются затемнены, а плавные цветовые переходы зачастую становятся резкими и некрасивыми. При просмотре материалов, имеющих отношение к бизнесу, проблемы возникали у MS504, прежде всего, на логотипах компаний, которые оказывались слишком темными, и при отображении лиц, которые приобретали мрачный темно-желтый или темно-зеленый оттенок. В любой презентации, где использовались чистые цвета типа красного, синего, зеленого, желтого и пр., отображаются темно-красный, темно-зеленый, близкий к коричневому желтый. Подробнее это показано в нашем видео.

Слева направо: Benq MS504, оригинал, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)


Слева направо: Benq MS504, оригинал, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)


Слева направо: Benq MS504, оригинал, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)

При понижении уровня освещения в комнате до 50% от рекомендуемого в офисе/учебном заведении, становится заметна меньшая контрастность Epson EB-S02: черный фон у проекторов начинает немного различаться — у Epson EB-S02 заметна небольшая засветка. Впрочем, если изображение подогнано под экран, то она видна только при сравнении с другим проектором. Тем не менее, более, чем троектратная разница в контрастности в этих условиях начинает быть заметна: MS504 дает чуть больший эффект киношности при просмотре боевиков, чуть большую контрастность. Однако, цвета при этом по прежнему приносятся в жертву, в частности, почти всегда оттенки кожи у Epson EB-S02 правильные и живые, а у MS504 — слишком темные и мрачные. Плюс, у последнего уже появляется небольшой «эффект радуги». На мрачных голливудских блокбастерах BenQ MS504 дает на вид более дорогое изображение, но с неправильной цветопередачей когда дело касается сцен, где цвета необходимы.

На цветных материалах S02 по прежнему уверенно лидирует — яркие цвета не оказываются на обочине, а полностью цветное изображение не выглядит слишком тусклым.

Работа в освещенном помещении, режим «Презентация»

Ситуация с режимом "Презентация" мало чем отличается от "Динамического" режима. Тем не менее, следует помнить, что MS504 обладает в этом режиме большей общей яркостью и представленные ниже фотографии демонстрируют это тем, что белый цвет, если таковой имеется, сильно выделяется на MS504. Благодаря тому, что в данном режиме снижена максимальная яркость, у MS504 цветовая яркость повышается с 28% до 32% от максимальной. Совокупность этих двух факторов сокращает лидерство EB-S02 при отображении цветных материалов.


Слева направо: Benq MS504, оригинал, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)


Слева направо: Benq MS504, оригинал, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)


Слева направо: Benq MS504, оригинал, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)


Слева направо: Benq MS504, оригинал, Epson EB-S02 (офисное освещение x2)

Тем не менее, хотелось бы напомнить, что данный режим используется преимущественно в щадящих условиях, с уменьшенной внешней засветкой.

Работа в затемненном помещении

Как ранее было отмечено, проектор MS504 обладает функцией «BrilliantColor», отключив которую, мы получаем правильные по яркости цвета при максимальной яркости проектора в 798 Лм, а в точных режимах изображения — чуть менее 700 Лм. Тем не менее, даже этой яркости при полностью отключенном свете вполне достаточно, тык в притык. К тому же, именно в полной темноте максимально сказывается преимущество проектора Benq MS504 по контрастности. Epson EB-S02 в принципе невозможно опустить до столь низкого уровня яркости, что еще больше усиливает разницу по уровню черного между этими проекторами. Единственным минусом MS504 в темноте является «эффект радуги» — цветной след, который заметен при резком перемещении взглядя по экрану. Но в целом, в полной темноте Benq MS504 выигрывает по качеству изображения.

На верхней и нижней фотографиях снята одна и та же пара изображений,
но с разной выдержкой.
(S02 сильно ярче в аналогичном режиме изображения,
если у MS504 отключен «BrilliantColor» —
зато у MS504 нет проблем с яркостью цветов)


Слева направо: Benq MS504, Epson EB-S02 (полная темнота)

Тем не менее, я говорю именно о полностью затемненных условиях. В частично затемненных условиях, в большинстве случаев, вам этой яркости не хватит и придется включить BrilliantColor, а вместе с ним возвращается дисбаланс по цветам.

Выводы

SVGA проекторы показали свою пригодность для демонстрации самых различных материалов, даже включающих довольно мелкий текст. Данное разрешение подходит для большинства задач, включая демонстрацию учебных материалов и деловых презентаций, не говоря уже о фильмах и видеороликах. Тем не менее, оптимально использовать SVGA проекторы в ситуациях, когда размер изображения вам нужен не столько для широкого охвата поля зрения, сколько для того, чтобы издалека было хорошо видно (например, с задних рядов в классе). 

Протестированные мной SVGA проекторы Epson EB-S02 и Benq Ms504 оказались высококлассными устройствами, способными произвести исключительно качественное и яркое изображение. Тем не менее, они отличаются по ряду параметров и ведут себя несколько по-разному. И все же, основная соревновательная дисциплина для данного класса проекторов — это способность давать качественное изображение в хорошо освещенном помещении. Другими словами, это — способность на деле предъявить все те люмены, которыми они хвастаются на бумаге. Эти люмены — именно то, что позволяет получить качественное изображение в ярко освещенном помещении (конечно, «качество» тут — понятие относительное). В этих условиях, несмотря на более скромные заявленные параметры, проектор EB-S02 смог предъявить более качественное изображение в самых ярких режимах, при максимальной засветке. Он дает свои 2600+ Люмен в самом ярком режиме, особо не принуждая нас искать большей точности цветопередачи. MS504 в каком-то смысле ставит нас перед выбором: либо яркость, либо цвета. В самом ярком режиме он не дает значительного преимущества по общей яркости и сильно уступает по качеству отображения цветов и цветовых переходов, что не очень хорошо сказывается на самом различном контенте, где есть хоть какие-то цвета.

Большое преимущество проектора BenQ Ms504 по контрастности начинает проявляться в помещениях средней и низкой освещенности, достигая максимума в абсолютно затемненных помещениях, для которых MS504 оказывается приспособлен лучше конкурента. Если вы используете проектор в условиях затемнения, то превосходный уровень черного проектора MS504 даст вам великолепное изображение за эти деньги. Отключив усиление белого («BrilliantColor»), вы избавляетесь от проблем с яркостью цветов, получая около 700 люмен светового потока в самом точном режиме — это ровно столько, сколько необходимо для полностью затемненного помещения.

В ярко освещенных помещениях, повторюсь, параметр контрастности никакой роли не играет. Более того, подумайте вот о чем: контрастность — это, упрощенно, отношение яркости проектора к яркости света в помещении. Если яркость цветов занижена, то при отображении цветного изображения контрастность такого проектора будет ниже.

В качестве бонуса, небольшим преимуществом EB-S02 являются большая короткофокусность, наличие автоматической вертикальной коррекции трапецеидальных искажений, а также — функция передачи видео, звука и сигналов управления мышью через один USB шнур, что упрощает использование данного проектора в качестве мобильного. У Ms504 зато есть сквозной VGA выход, через который я иногда подключал конкурента.

2 комментария

Не понимаю, зачем тестировать проекторы в «неточных» режимах и делать на этом акцент, если есть точные режимы? 
avatar
«Неточные режимы» — это яркие режимы, в которых проекторы достигают заявленной производителем максимальной яркости, а в точных режимах яркость меньше, например в 2 раза. Чем больше яркость — тем качественнее, контрастнее изображение в освещенных помещениях. Посмотрите вот этот материал: http://myprojector.ru/blog/447.html
avatar
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.