Обзор high-end проектора Sony VPL-GTZ1

 Как говорится в брошюре, в проекторе VPL-GTZ1 Sony внедрили свои самые лучшие технологии — 4K, лазерный источник света и ультракороткофокусный объектив. Помимо домашнего применения, проектор создан для самых разнообразных задач, начиная от музеев, демонстрации дизайнерских проектов, моды, заканчивая нефтегазовой отрастью, тренажерами, корпоративным и образовательным секторами, для создания видеостен (хорошо живет у них образовательный сегмент, если может себе позволить high-end проектор за $50K!)

Тем не менее, как мы было сказано в этой статье об еще одном похожем продукте Sony, мы имеем дело почти с экспериментальной моделью, с демонстрацией новых технологий, воплощенных в законченном, прекрасном high-end аппарате, который кому-то доведется установить у себя дома, ну а мне довелось познакомиться с ним поближе в демо-зале Группы Компаний DiGiS.

Спецификации Sony VPL-GTZ1

Яркость 
(световой поток по белому)
2000 Лм
Световой поток по цветам 
(Color Light Output)
2000 Лм
Контрастностьбесконечная [sic]
ТехнологияSXRD, лампа — лазерные диоды
Разрешение4K (4096x2160)
Источники видео

4x HDMI 1.4, RJ45

Другие разъёмыRS-232C (пульт), USB Type A (DC 5В, 500 мА), ИК вход (миниджек)
Оптический зум1,6x, моторизованный
Лампа20000 часов (лазерные диоды)
Проекционное отношение (расстояние до экрана/ширина изображения)0,16:1 (Широк.) — 0,25:1 (Теле)
Оффсетн/д
Коррекция трапецеидальных искаженийоптическая коррекция углов, моторизованная 
3DFull HD 3D, опциональн. очки TDG-BT500A
ДинамикиНет
Габариты (ШxВxД)1100 x 265 x 535 мм
Масса55 кг
 Хар-ки на сайте производителя

 

Установка и внешний вид

 

55 Кг — самое то для мобильного проектора. Мобильность устройству обеспечивают съемные ручки, которые позволяют двум специально обученным человекам переместить VPL-GTZ1 куда вам надо. Далее вам предстоит очень точно подогнать положения проектора под экран, чему поспособствует специальная оптическая система коррекции положения углов, (хотя лично ею не пользовался — проектор уже был установлен).

И вот, с того момента, как данный монолит, напоминающий объект похожей формы из «Одиссеи 2001» Кубрика, установлен, заканчиваются трудности и начинается все самое приятное!

Но начну с внешности. Очень солидная штука и совершенно без признаков гламура — ни вам глянцевого корпуса, ни обтекаемых форм. Перед нами довольно суровое устройство в металлическом корпусе, производящее впечатление совершенно неубиваемого. Вся передняя панель представляет собой пассивный радиатор. Верхняя крышка проектора всячески располагает к тому, чтобы забывать на ее поверхности какие-то вещи (поверхность 110 см x 53 см).

Оптический блок утоплен внутрь корпуса и при неиспользовании проектора закрывается специальной крышкой на магнитном креплении. Поверхность царапинам не подвержена. Боковые панели вообще представляют собой нечто из области танкостроения:

Но главное во всем этом — проекционное отношение 0,16:1 (ширина экрана 1 метр с расстояния 16 см). Проектор работал в тандеме с экраном Stewart диагональю 135 дюймов, что примерно соответствует 3 метрам в ширину. Значит, насколько я понимаю, минимальное расстояние до экрана — 48 см (от линзы). То есть, от самого устройства до стены — около 20 см.

На самом деле, сложно передать, насколько это здорово и насколько это меняет правила игры, насколько это отличается от стандартной установки проектора в дальнем углу комнаты. Ну и, к тому же, мы помним, что о проекторах для домашнего кинозала говорят: чем длиннофокуснее — тем лучше, тем более правильными будут форма экрана, распределение яркости по экрану. Можно представить себе, с каким количеством вызовов пришлось столкнуться создателям оптики этого короткофокусного 4K чуда, чтобы можно было написать: 135 дюймов с 20 см от стены! 

Кстати говоря, проектор может устанавливаться и в перевернутом положении.

Световой поток проектора составляет 2000 Лм, но здесь стоит отметить, что большая его часть оказывается на экране даже в наиболее точных режимах цветопередачи, что позволяет использовать VPL-GTZ1 в помещениях с небольшим освещением. 

Можно также упомянуть о практически мгновенном и бесшумном включении проектора. Это комплимент в особенности потому, что именно при включении обычно можно услышать, как изменяется уровень шума.

Но, повторюсь, самое главное в VPL-GTZ1: проектор абсолютно не ограничивает перемещений по помещению и позволяет приближаться к изображению вплотную, не бросая тень. Очевидно, это — уникальная возможность, особенно — для high-end аппарата с 4K разрешением. И здесь ему нет равных!

Общее впечатление — Изображение

Так как короткофокусность данного аппарата снимает ряд ограничений, типичных для проекторов, то я часто оказывался очень близко к экрану, на расстоянии, когда даже качественные Blu-ray фильмы при ближайшем рассмотрении выглядели плохо детализированными, особенно — после просмотра 4K контента. Это делает 4K разрешение в большей степени необходимостью, чем роскошеством. К тому же, как у всех 4K пректоров Sony, full HD изображение отображается путем превращения каждой точки в четыре, что дает хорошо выраженную квадратность пикселей. Впрочем, с этой проблемой справляется традиционная функция Super Resolution, которая делает очертания плавными, на лету преобразуя full HD в 4K. В общем, 1080p видео на 4K проекторах Sony при включенной функции Super Resolution — это уже несколько больше, чем просто 1080p.

slidersliderslider

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что проектор GTZ1 подпускает вас вплотную к экрану и именно поэтому детализации должно уделяться особое внимание. 

Что касается ощущения от картинки, то, взглянув на изображение VPL-GTZ1, у меня не остается никаких сомнений, — аппарат действительно относится к высшей лиге устройств Sony. Есть у этих проекторов даже какой-то особый дух, особый почерк, и я не знаю, как его описать. Все это — несмотря на лазерный источник света. Изображение исключительно яркое и сочное, а контрастность и уровень черного превосходны. Одна из уникальных особенностей используемой лазерной технологии — это настройка общей яркости по шкале от 0 до 100 вместо «нормального» и «экономичного» режима энергопотребления лампы, как у классических проекторов. Это я к тому, что, посмотрев в спецификации, мы обнаруживаем заявленный уровень контрастности (конечно, динамической) в «бесконечность к 1». (Хотя я подозреваю деление на 0.) Суть в том, что, раз у нас есть возможность столь точно регулировать яркость источника света, то почему бы не снижать световой поток на темных сценах, вплоть до полного отключения светового потока, заменяя таким образом классическую диафрагму — проектор с легкостью гасит лампу и так же быстро выводит ее на уровень 100% мощности. В сочетании с превосходной «одновременной» контрастности SXRD технологии, мы и получаем «бесконечную контрастность». Похоже, можно уже предсказывать, что через некоторое время динамическая контрастность потеряет, наконец, всяческий смысл. Пока же, автоматические диафрагмы в дорогих проекторах, хотя и помогали приблизить контрастность к таким цифрам, как 600000:1, но на 100% заблокировать свет — это нет.

Если ближе к делу, то темные сцены выглядят действительно сногсшибательно. И не только темные, но и те, на которых демонстрируется одновременная контрастность: ночной город, салюты и пр. Это, безусловно, — один из признаков high-end устройств. Меня очень впечатлил эффект присутствия от спортивного 4K контента. Это и есть результат сочетания контрастности, 4K, близкого расположения к экрану и отличной цветопередачи. Чуть подробнее о ней — в разделе про калибровку.

Меню

Основная часть настроек проектора VPL-GTZ1 приходится на меню «Картинка» (Picture). Здесь выбирается режим изображения, осуществляется управление всеми улучшалками изображения, включая Super Resolution и MotionFlow, выбирается цветовая температура. Для точной настройки последней, меню цветовой температуры позволяет выбрать пользовательский режим, а в «Экспертных настройках» осуществляется выбор и регулировка цветового пространства. В некотором смысле неожиданно видеть настройку цветового пространства от режима картинки.

В разделе «Продвинутые настройки изображения» (Advanced picture) я обнаружил функцию автокалибровки. В разделе «Экран» (Screen) регулируется положение картинки. В разделе «Function» находится настройка лампы, в подразделе «Dynamic Range». Ну и там же находятся настройки 3D изображения, такие как «глубина 3D» и пр.

sliderslidersliderslidersliderslidersliderslider

 

Калибровка цвета

У Sony VPL-GTZ1 имеется 8 встроенных режимов картинки, включая 3 режима для кино (Cinema Film 1 и 2, Reference), 2 ярких режима для освещенных помещений (Bright TV и Bright Cinema), ну и специализированные Photo, Game, TV. Попереключав их, я остановился на «Эталонном» (Reference) режиме, название которого обещает наибольшую точность. Задача моя проста: добиться наилучшего соответствия стандарту Rec.709. 

Любопытным моментом было то обстоятельство, что у проектора имеются предустановки для баланса белого и цветового пространства, которые, кажется, совершенно отдельны от режима изображения. Один из режимов цветового пространства, очевидно, используется в режимах картинки «Cinema Film 1» или «2» и обладает чуть-чуть более широким охватом, чем sRGB. А в нашем режиме «Reference» используетсяцветовое пространство «BT.709», которое оказалось чуть уже, чем надо, таким образом создавая визуальную разницу между «точным, но скупым» режимом «Reference» и «богатым на краски» режимом «Cinema Film X». В общем, при том, что картинка у нас изначально красивая, проектору калибровка ну никак не вредит. И, надо сказать, прошла она довольно быстро и без проблем.

Баланс белого. Цвета немного холодноваты — от 8000K в тенях до 7000K у белого. Переключение режима цветовой температуры из D65 в D55 дает более точный баланс белого, но на сей раз с уклоном в красный, а при ручной настройке довольно быстро получилось достичь результата, когда ошибка Delta E была в пределах 2 на промежутке от 30% до 100% белого, что превосходно и на чем я и остановился. (Не обращайте внимание на ошибку в темной области — ее можно списать на точность измерения).

Баланс белого GTZ1 после калибровки...

… и до калибровки, режим «Reference»

Калибровка же цветового пространства довольно быстро позволила практически на 100% совместить охват проектора с sRGB пространством. К сожалению, не имел времени на более детальную калибровку с учетом большего числа оттенков-целей. Но идея проста: система управления цветом работает, как часы, позволяя реализовать потенциал устройства на 100%.

И тут VPL-GTZ1 удивляет самой системой управлений цветом. Настройка оттенков происходит для каждого из базовых цветов всего по двум осям (циан-красный, маджента-зеленый), что отлично визуально ложится на диаграмму цветового пространства CIE. (Хотя лично я привык к традиционной регулировке «Оттенок-Насыщенность»):

 

Full HD 3D

Тестировал на «Прометее» и «Хоббите» — все на высшем уровне!

Единственное но: для максимального эффекта лучше соблюдать некоторую дистанцию, а то VPL-GTZ1 меня совсем разбаловал и я часто сидел очень близко от экрана. Яркости достаточно, мерцания не замечал, радует настройка «уровня глубины», которая способна сильно изменить восприятие объема, хотя, как и у других аналогов, создает некоторое слабое двоение.


На фото: я демонстрирую превосходное 3D Дмитрию Гусеву (ГК DiGiS)

Заключение

Резюмируя, повторюсь, что Sony VPL-GTZ1 — это практически «экспериментальная разработка», доступная уже сегодня в виде High-End продукта. По крайней мере, насколько мне известно, того, что предлагает данный проектор, не предлагает больше никто — это передовой и совершенно уникальный аппарат. Предлагаемая им комбинация 4K и ультракороткофокусной оптики, позволяющая находиться прямо около экрана, — это бомба! Ну и к этому в дополнение — шикарная цветопередача, яркое изображение и не очень привычная «бесконечная» динамическая контрастность.

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.