Какая гамма правильная? Да, что еще за "гамма"?

Понятие «Гамма» пришло к нам из эпохи мониторов и телевизоров на базе электронно-лучевых трубок. Зависимость яркости от подаваемого напряжения у них нелинейна и приблизительно описывается степенной функцией с показателем от 2,35 до 2,5. К примеру, при уровне сигнала в 50% уровень яркости будет не 50%, а 50%2,5.

Итак, гаммой называют не что иное, как показатель степени. При уровне сигнала 50% и гамме 2,5, уровень яркости будет около 18%.

Зная об этой особенности электронно-лучевых трубок, при записи или при кодировании видеоконтента используется функция, противоположная гамме воспроизводящего устройства. В результате, получается две гаммы, которые компенсируют друг друга, что в результате дает линейную гамму 1,0. Итак, чем гамма больше, тем больше график «провисает» вниз, а сильнее всего это будет ощущаться на темных участках изображения. Чем выше гамма, тем контрастнее выглядит изображение из-за того, что его темные участки («тени») становятся заметно ярче, а переходы от оттенка к оттенку — более заметтными. Чем выше гамма, тем лучше будут различимы детали в тенях, но изображение будет восприниматься, как менее контрастное:

slidersliderslider

На скриншотах: нормальная гамма, низкая гамма, высокая гамма

Но вернемся к нашим проекторам. Чтобы увидеть гамму проектора, мы традиционно измеряем его яркость на каждом уровне сигнала от 0% до 100% с шагом 10%. Зная, какой % от максимальной яркости получается на каждом уровне сигнала, мы делаем вывод о гамме. Например, «гамма проектора близка к 2,3». Но какая гамма является правильной? Здесь мы сталкиваемся с рядом любопытных моментов. 


Программа HCFR показывает гамму проектора X (от 2,1 в тенях до 1,3… мда)

Прежде всего, существует эффект, когда в темноте (на темном фоне) изображение кажется менее контрастным, чем при свете (на светлом фоне):

По этой причине в домашнем кинотеатре используется более высокая гамма, чем в гостиной. Но это — если мы говорим об одном и том же изображении. Проблема в том, что при свете уровни черного проектора меняются, что также необходимо учитывать. 

К примеру, в программном обеспечении для калибровки проекторов CalMAN предлагается следующая рекомендация: 

  • Гамма 2,4 для абсолютно затемненного помещения
  • Гамма 2,2 для затемненной комнаты
  • Гамма 2,0 при свете

меню коррекции гаммы у серьезного проектора


На сайте другой калибровочной программы, ChromaPure, дается чуть другая точка зрения, которая довольно подробно объясняется. А говорят они следующее:

1. Стандарт sRGB, созданный для компьютерных мониторов, рекомендует не совсем гамму в 2,2, как принято считать. На самом деле, там рекомендуется сильно более низкий уровень гаммы в нижней части диапазона (менее 1,9) и более высокий в верхней части диапазона, хотя средняя гамма и составляет 2,2.

В целом, подход sRGB стандарта признается правильным, но мониторы, как известно,  используются в довольно освещенных помещениях.

2. Следующее их заявление — гамма 2,4 тоже неправильная. Точнее, она правильная, если у вас бесконечная контрастность и нулевой уровень черного, чего в реальности не бывает. Использование гаммы 2,4 дает в итоге ненатуральное изображение с «эффектом высокой контрастности». 

3. Абсолютно правильный подход был недавно реализован в стандарте BT.1886. Данный стандарт берет за основу гамму 2,4, после чего модифицирует кривую сообразно уровням черного и белого. Таким образом, если проектор поддерживает сей продвинутый стандарт, у него должны иметься встроенные сенсоры, определяющие освещенность. В обычных условиях правильная калибровка по данному стандарту дает гамму 2,3-2,4 в верхней части и 2,1-2,2 в нижней части.

В итоге, Chromapure заявляют, что гамма должна быть либо фиксированной на уровне 2,22 (sRGB), либо соответствовать стандарту BT.1886 (см. рисунок выше).

 

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.