Про интерактивные проекторы

Статья в разработке

Наибольшую часть рынка интерактивнвх устройств держат интерактивные доски. Интерактивным проекторам достается куда более скромная ниша. В принципе, вся разница между доской и проектором состоит в том, что сенсоры, фиксирующие касания, обычно встроены в доску, тогда как у проектора они обычно представляют собой что-то вроде камеры, которая расположена рядом с объективом и смотрит в ту же сторону. У этого подхода свои плюсы и минусы. С одной стороны, в случае с интерактивной доской, казалось бы, проще добиться идеально гладкой работы датчиков. С другой стороны, в доску можно встроить дополнительный удобный функционал. Классический пример этому — это цветные лотки с маркером, позволяющие автоматически использовать тот или иной цвет при рисовании.

А теперь — про плюсы интерактивных проекторов. Прежде всего это высокая мобильность и удобство транспортировки. Далее гибкость: интерактивный проектор позволяет использовать любую поверхность, даже стену, и не привязан к фиксированному размеру экрана. Отсутствие сенсорного экрана предполагает большую вандалозащищенность интерактивной системы. Ну и цена — интерактивный проектор, как правило, существенно дешевле доски. С другой стороны, заказчику приходится, купив интерактивный проектор, отдельно рассматривать вопрос о покупке проекционной поверхности, например маркерной доски. В случае с интерактивной доской у вас уже все в комплекте. Хотя нет — доска ведь обычно продается отдельно и нужно думать о выборе проектора.

Но главные нюансы выбора впереди. Речь идет о:

  • точности касаний
  • поддержке одновременных касаний (или «несколько пользователей») и «жестов»
  • об интерактивном программном обеспечении
  • о… самом проекторе, кстати говоря

Точность касаний

Я немного знаком с интерактивниками SMART LightRaise, Sony, Epson и ViewSonic и важный момент в том, что я не видел радикального отличия по точности касаний. В этом смысле мне особенно запомнились проекторы ViewSonic, поскольку они представляли наиболее бюджетный сегмент, но были вполне полноценными интерактивными устройствами. Я говорю только о точности касания электронным маркером при использоовании одного маркера. В итоге, базовый интерактивный функционал проекторы, которые я видел, обеспечивают на 100%. Все цифры про точность касаний в спецификациях я считаю бесполезными; устройств работает — и все. SMART и Epson, могу сказать определенно, дают исключительно высокую плавность и точность до пикселя. Так что здесь не выигрывают ни доски, ни интерактивные проекторы.

Поддержка одновременных касаний

Если у вас поддерживается хотя бы одно касание, то это можно назвать функцией мыши. Этого вполне достаточно для работы с любым образовательным интерактивным программным обеспечением. Далее идут пункты, увеличивающие стоимость устройства:

  • Поддержка одновременной работы несколькими маркерами
  • Распознавание проектора в качестве тачскрина
  • Распознавание касаний пальцев
  • Распознавание жестов


Если проектор распознает одновременные касания двумя маркерами, то надо понимать, поддерживает ли он это в рамках идущего с проектором программного обеспечения от производителя, или же операционная система видит проектор, как мультитач-устройство, как тачскрин. Согласитесь, что это две большие разницы. Особенно важна поддержка мультитач для совместимости функции одновременных касаний при работе со сторонним софтом.

Поддерживаются ли касания пальцами? Пока таких проекторов немного. Пионером в этом деле были проекторы SMART LightRaise, а вскоре подкатил Epson с EB-595Wi и даже EB-1430Wi. Для досок эта функция является очень даже стандартной, но для проекторов это редкость. Несмотря на то, что качество распознавания касаний у проекторов хорошее, бывают нюансы при одновременных касаниях. К примеру, что будет, если один палец пройдет под другим и попадет в тень? Прервется ли касание? Другими словами, с касаниями у проекторов все отлично, но могут возникать некоторые нюансы с «жестами». Иначе зачем нужны два касания рядом?

Интерактивный софт

На самом деле, очень многое зависит от вашего понимания того, с каким программным обеспечением вы будете работать. К примеру, в большинстве приложений Windows одновременные касания не несут особой пользы и достаточно функции мыши. Хотя согласитесь, что всегда приятно, когда в кнопку можно ткнуть не специальным маркером, а пальцем. В общем, интерактивный проектор дает пространство для фантазии по поводу того, в каких приложениях можно раскрыть его возможности.

Как правило, к интерактивным проекторам идут наборы простого программного обеспечения, которые позволяют работать как бы поверх операционной системы, рисуя по верхнему слою, что бы ни отображалось на экране. Как правило, у такого софта есть боковая панель инструментов, главный из которых — выбор между функцией мыши и функцией рисования по экрану. Разница простая: пока вы в режиме мыши, вы не рисуете, когда выбираете рисование, вы не работаете мышью. Если проектор поддерживает несколько кааний, то этот софт обязан использовать возможности проектора на 100%, например можно одновременно рисовать несколькими маркерами. Еще один обязательный функционал — это наличие режима «белой доски», или, если по-простому, то многостраничного режиме. Вы нажимаете кнопку — и переключаетесь на пустой белый лист для проведения какого-нибудь мозгового штурма, можете в любой момент вернуться на рабочий стол операционной системы или сохранить результат работы в многостраничном режиме. В общем, этот софт похож то ли на программу Paint с многостраничным режимом, то ли на упрощенный PowerPoint.

«Тяжелой артиллерией» является специализированный интерактивный софт. Продавая проекторы для образования, дистрибьюторы часто стремятся предложить свои интерактивные проеткоры в комплекте с солидным пакетом интерактивного ПО. На мой субъективный взгляд, лучшее на сегодня — это SMART Notebook и Easiteach Next Generation. Promethean использует ActivBoard, есть и другий софт, например Mimio.

Easiteach является сторонним ПО. Его проблема — может не быть поддержки множественных касаний. То есть, вообще не быть. Не знаю — может они работают в этом направлении...

SMART Notebook — это интерактивный софт №1. Соедините это с тем, что они были пионерами с их интерактивным проектором SMART LightRaise — и вы увидите, что с такой комбинацией конкурировать непросто. Тем не менее, последние интерактивные проекторы Epson, в которых множественные касания реализованы в качестве мультитач и понятны операционной системе, позволяют не только использовать множественные касания и жесты в ПО SMART, но и запоминают комбинацию функций, назначенных на каждый инструмент, например Маркер1 — зеленый, Маркер2 — синий, рука — ластик. Эт я говорю в связи с тем, что Epson и SMART заключили какой-то договор по поставке ПО SMART с проекторами Epson.

Но есть и некоторые ограничения. К примеру, с ПО SMART идет довольно полезный отдельный инструмент SMART Ink, который встраивается в операционную систему и он работает только с устройствами SMART.

У Epson тоже есть то, чего нет у SMART — у них есть встроенное в проектор ПО. Проекторы Epson можно использовать автономно от компьютера, работать как в многостраничном режиме («белая доска»), так и поверх любого источника видео сигнала. Источником может быть и компьютер — в этом случае мы используем интерактивные функции, не устанавливая ничего на компьютер. У старших моделей интерактивников Epson (серия EB-14xx) автономность доходит до того, что проектор умеет открывать документы с флэшек, брать скан с МФУ, выводить документ на печать и даже отсылать по почте все это без компьютера. Помимо этого — возможность доступа к содержимому экрана через веб-обозреватель, в т.ч. — с планшетов и смартфонов.

Еще раз вернусь к интерактивному ПО типа SMART Notebook и Easiteach. Задача этих продуктов — создание полноценного интерактивного урока силами преподавателя. А что значит «интерактивный урок» — это значит, что на экране много элементов, с которыми можно взаимодействовать, в отличие от перелистывания последовательности слайдов. Интерактивные инструменты в таком ПО используются как для более интересной подачи информации, так и для получения обратной связи. Даже такой примитивный инструмент, как рисование маркером, позволяет реализовать множество вариантов интерактивных заданий: вставьте пропущенные буквы, начертите геометрическую фигуру и пр.

Еще есть похожий по функционалу инструмент, предназначенный для мозговых штурмов — SMART Meeting Pro. Это уже — инструмент для бизнеса и тема для отдельного разговора (читай: ничего в этом не понимаю). Особенно интересно использовать интерактивные устройства вместе с видеоконференцсвязью, когда удаленные пользователи имеют доступ к интерактивному пространству...

Сам проектор

Будь это интерактивная доска + обычный преоктор, или обычная доска + обычный проектор, или даже обычная доска + обычный проектор, проектор имеет значение!

Прежде всего — его качество изображения и яркость (одно зависит от другого). Это тема для отдельного исследования, но могу сказать, что далеко не всегда более высокая цена проектора бывает не оправдана.

На цену также очень сильно влияет короткофокусность объектива. Дело в том, что интерактивным может быть как ультракороткофокусный, так и просто короткофокусный проектор. Необходимо при сравнении конкретных моделей сравнивать их по проекционному отношению (throw ratio), которое показывает, насколько расстояние от экрана до объектива больше ширинны проектора. Лучший показатель для УКФ проекторов будет около 0,27, а для просто КФ — от 0.5. Чем число меньше, тем ближе проеткор к экрану и тем больше у докладчика свободы передвижения вокруг доски, тем более исчезающе мала тень от руки на экране.

Резюме

Интерактивный проектор в наше время догнал интерактивную доску и является полноценным интерактивным решением, а не каким-то баловством. Некоторые проекторы являются лучшими интерактивными устройствами, чем многие интерактивные доски. Тем не менее, я вполне допускаю, что на рынке можно найти проекторы с интерактивом, чделанным не очень качественные, «для галочки».

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.