Инспекция проектора Sony VPL-HW65ES

На днях я получил возможность потестировать новый full HD проектор Sony VPL-HW65ES. Эту модель можно отнести к начальному уровню High-End устройств. Многие знают, что именно Sony является производителем проекторов с реальным 4K разрешением, которые уже несколько лет занимают олимп их модельного ряда. С другой стороны, коль скоро full HD формат все еще доминирует и это будет продолжаться долгое время, многие покупатели сочтут переплату за 4K необоснованной. Sony VPL-HW65ES с его ценой около $4000 или меньше, хотя и является, безусловно, недешевым устройством, но не уходит далеко от стандартной лестницы ценовых классов проекторов, где каждая ступень сопровождается хорошо заметным приростом качества — $1000, $2000, $3000.

Рекомендую также обзор VPL-HW65ES от Projectorcentral.com

Что же мне удалось узнать о данной модели? Прежде всего, VPL-HW65ES обладает исключительной гибкостью настройки изображения. Пользователю предлагается на выбор восемь различных режимов, ни один из которых не настроен по принципу «максимальная яркость любой ценой». Вот список режимов и их предназначение согласно производителю:

Cinema Film 1 — Качество изображения, подходящее для воспроизведения ярких и чистых изображений, типичных для мастер-позитива.

Cinema Film 2Качество изображения, подходящее для воспроизведения насыщенного цвета и цветопередачи, типичной для кинотеатров...

Reference — Настройка качества изображения, подходящая, если вы хотите точно воспроизвести изначальное качество изображения, либо насладиться качеством изображения без каких-либо регулировок.

TVКачество изображения, подходящее для просмотра телепередач, спорта, концертов и других видеоматериалов.

Photo — Идеально для отображения неподвижных изображений, снятых на цифровую камеру.

GameКачество изображения, подходящее для игр, обладающее хорошо отрегулированными цветами и быстрым откликом.

Bright CinemaКачество изображения, подходящее для просмотра кино в освещенном помещении, например гостиной.

Bright TVКачество изображения, подходящее для просмотра телепередач, спорта, концертов и других видеоматериалов в освещенном помещении, например гостиной.

User — Позволяет настроить изображение по вашему вкусу. Изначальные установки идентичны режиму «Reference».

На самом деле, пользователь может свободно менять любой режим. И вот, одной из важнейших отличительных черт проектора является исключительная гибкость настройки изображения. К примеру, есть производители, которые предлагают «точный режим», «приукрашенный режим», «яркий режим». Как видите, у HW65ES гораздо больше разнообразия. Скажу больше: это разнообразие основано на многочисленных настройках, которые можно и нужно пробовать, настраивать под себя и под те или иные особенности помещения. 

Reality Creation

Давайте начнем с дополнительных настроек. Прежде всего — Reality Creation. SXRD технология обеспечивает проектору Sony VPL-HW65ES практически полное отсутствие межпиксельного интервала — монолитное изображение. Reality Creation добавляется, чтобы повысить резкость самого контента, сделав его более сфокусированным. Эффект регулируется перемещением ползунка по шкале от 0 до 100, причем по моему опыту оптимальное положение находится даже не на уровне 30, а на уровне 40, а дальнейшее форсирование этой настройки продолжает услилвать воспринимаемую резкость и не приводит к видимым артефактам. Тем не менее, переключившись на титры в конце фильма можно было легко обнаружить, что на четких очертаниях букв начинают проявляться искажения, которых изначально не было. Другими словами, начинается компромисс — в одном месте становится четче, в другом становится хуже. До уровня 40 никаких компромиссов замечено не было. Особенно стоит подчеркнуть, что меня удивила эффективность данного матода увеличения резкости, который работал, как будто он не высасывает детали из пальца, а действительно где-то их находит. Я не знаю — может он анализирует последовательные кадры, может нет. В любом случае, я нашел предпочтительным просмотр с включенной функцией Reality Creation.

MotionFlow

Перед нами настройка, которая не только позволяет сглаживать движение камеры и убирать прерывистость, но и создает кинотеатральные эффекты. Вот оригинальные описания от производителя:

Режим Impulse: Воспроизводит изначальное качество изображения. Дает киношный эффект, возможно мерцание изображения.

Режим True Cinema: Контент, такой как фильмы, снятые в формате 24 кадра в секунду, воспроизводится с изначальной частотой кадров.

Режим Combination: Уменьшает размытость при движении, при этом сохраняя яркость у материалов с большой частотой кадров.

Smooth High: Дает более плавное движение картинки; особенно эффективен при использовании на кинофильмах.

Smooth Low: Дает более сглаженное изображение для стандартных задач.

Off: Функция MotionFlow не применяется.

К сожалению, на момент тестирования я не знал о вариантах Impulse и Combination, поэтому искал только оптимальный эффект сглаживания движения, которым оказался Smooth Low, который не давал заметных негативных эффектов. Тем не менее, при использовании не очень качественно сделанного исходного контента возможны отдельные эффекты рывков на динамичных сценах. Итак, в целом эффект уплавнения работает гладко и просмотр с ним был для меня столь же комфортен, как и без него. Еще раз — негативных эффектов не видно, сглаживание движения работает хорошо.

В общем, в этом весь VPL-HW65ES — он предлагает пользователю экспериментировать и использовать те режимы, которые покажутся более приятными глазу. 

Cinema Black Pro и пр.

В меню «Cinema Black Pro» вложены настройки, позволяющие влиять на отображение черного цвета и воспринимаемую контрастность — регулировка лампы и функция «Contrast Enhancer». Безусловно, SXRD технология дает высокую контрастность проектору — глубокий черный при достаточно высокой яркости. Тем не менее, сравнив с более старшими моделями Sony и JVC, если у нас имеется полноценный затемненный домашний инозал, то мы увидим разницу — черный у VPL-HW65ES будет, конечно, слабее. В гостиной это не скажется. В связи с этим, включив какую-то из первых серий «Звездных Войн», я попытался найти режим, в котором сцены с космосом будут выглядеть наиболее впечатляюще, а черный — наиболее глубоким. И вот, при просмотре данного материала великолепно сработало сочетание низкой мощности лампы с включенной автоматической диафрагмой. Даже когда на экране находится яркий объект, вроде бы не позволяющий использовать диафрагму, проектор знает меру и убавляет яркость диафрагмой так, что ее потеря не замечается — белый, вместо того, чтобы резать глаза на черном фоне, просто становится белым, а черный становится заметно глубже, причем это все происходит исключительно плавно. 

А вот функция «Contrast Enhancer» не помогла в решении задачи обеспечить наилучшее качество черного цвета при просмотре «Звездных Войн». Данная функция, тем не менее, дает заметный эффект на других материалах, хотя этот эффект похож на обычную регулировку гаммы. Уточню: «Contrast Enhancer» разделяет средние и светлые участки яркости, но полной черно-белой воспринимаемой контрастности он не поможет так, как ей поможет регулировка гаммы.

Что касается, собственно, гаммы, то проектор производит впечатление, будто изначально он заточен для работы в гостиных, а не в домашнем кинотеатре. Настройка гаммы крайне важна для получения оптимального качества изображения в вашем помещении. Чтобы получить гамму, близкую к 2,4, пригодную для домашнего кинотеатра, пришлось использовать настройку гаммы проектора «2,6». Таким образом, изначально она ближе к 2,2, а то и еще к 2,0, что хорошо для гостиной с небольшим освещением, но не очень хорошо для домашнего кинотеатра — слишком яркими будут объекты в тенях. 

Ну и самое удивительное наблюдение состояло в том, что гамма менялась в зависимости от режима лампы. Близкую к 2,4 гамму быстрее всего удалось получить в эко-режиме лампы, тогда как в полном режиме лампы гамма ближе к 2,2. 

Тем не менее, после калибровки яркость проектора на 130-дюймовом экране в эко-режиме будет недостаточна, хотя ее хватит для 100-дюймового экрана.

Особенности режимов цветопередачи до регулировки

Reference. Изначально данный режим показывает очень точные оттенки базовых и дополнительных цветов. Не знаю, что сокрыто внутри этого диапазона, но DeltaE 2000 крайних цветов находится в пределах 2. Баланс белого меняется от черного к белому, достигая идеальной точности на 60%. При этом на черном имеется переизбыток красного, а на белом — 95% красного и 105% синего. Изначально показатель гаммы значительно ниже, чем 2,4 и даже 2,2, поэтому ближе к черному цвету мы имеем увеличивающуюся ошибку по яркости (на проекторе выставлена гамма 2,4). Яркости красного, зеленого и синего на 5%-7% выше нормы, яркость пурпурного недостаточная.

Вывод №1 состоит в том, что в ходе тестирования показатель реальной гаммы ниже, чем предполагается в меню. Отсюда неточности по яркости.

Вывод №2 состоит в том, что проектору желательно отрегулировать баланс белого, что должно сразу снять ряд вопросов.

Вывод №3 состоит в том, что с точки зрения пользователя упомянутые неточности незаметны невооруженным глазом, поэтому прежде всего рекомендую выбрать режим гаммы по своему вкусу.

Cinema 1. Обладает гаммой, которая ближе к 2,2 — 2,4. Баланс белого схож с режимом Reference. Цветовое пространство расширено благодаря желтому и зеленому. Тем не менее, остальные цвета близки к sRGB пространству. Снова выделяется недостаточная яркость мадженты.

Cinema 2. Поверхностный взгляд не позволяет увидеть существенной разницы с Cinema 1, кроме баланса белого, который более правильный ближе к белому. Еще одно важное отличие — гамма в этом режиме ближе всего к 2,2 — 2,4. Другими словами, режим Cinema 2 должен предназначаться для более затемненного помещения.

Стоит заметить еще и следующее: в режиме Reference ошибки по яркости достигали максимум -7% у мадженты. В режиме Cinama 2 она достигает -38%.

Таким образом, стандартный вариант для просмотра — это режим «Reference», обладающий изначально высокой точностью. Режимы Cinema дают некий «другой эффект» и также смотрятся красиво. Этот эффект является умеренным и довольно тонким.

TV. По неизвестной причине режим TV дает самую-самую близкую к 2,2 — 2,4 гамму. Цветовой охват близок к sRGB, а вот баланс белого сильно сбит в сторону синего в связи с тем, что проектор достигает предела яркости.

Bright TV. Похож на TV, но обладает расширенным цветовым пространствои и более низким показателем гаммы, приемлемым для освещенного помещения.

Bright Cinema. Похож на Bright TV, но более аккуратный и точный. Основные и дополнительные цвета точны по яркости, а расхождение баланса белого происходит гораздо плавнее и предсказуемее.

Game. Данный режим мне понравился в освещенном помещении больше остальных, хотя он и наиболее яркий. Похож на Bright Cinema, но расхождение баланса белого усиливается — на белом яркость синего составляет 120%, яркость красного — около 75%. При желтом (теплом) освещении это нормально — синий оттенок обнуляется желтой засветкой. Ко всему прочему, именно режим «Game» должен обладать оптимальной скоростью отклика, которой славится проектор HW65ES.

Примечание: к сожалению, измерения светового потока провести мы не успели — приходится верить исследованию сайта Projectorcentral.com.

Режим Photo. Похож на режим Reference. Разительное отличие — в нем выбрана теплая цветовая температура, сильно сдвигающая баланс белого в сторону красноватого. Это дает черно-белым фильмам очень тонкий эффект «теплого лампового» кинозала. Возвращаясь в режим с точным балансом белого, вы всякий раз будете оскорбляться тому, как грубо выглядит черно-белый фильм без этого теплого оттенка. 

Однако, в последний момент обнаруживается, что в режиме Photo имеется наивысшая точность цветов по яркости. Обрати я на это внимание сразу, стоило бы подробнее поисследовать данный режим, переключив в нем цветовую температуру на 6500K.

Точная калибровка

В «Экспертных настройках» каждого цветового режима имеется выбор цветового пространства, причем подписано только Rec.709 — остальные безымянны. Их можно модифицировать, если у вас есть измерительные приборы.

Первая попытка откалибровать проектор VPL-HW65ES

В целом, проектор хорошо отвечает на калибровку и выправить ему баланс белого не составляет особого труда, как и добиться идеального положения всех цветов на диаграмме CIE по оттенку и насыщенности. В общем, повозившись, можно получить красивый репорт о том, что все стоит идеально на своих местах. Тем не менее, при более подробном рассмотрении могут возникнуть неожиданности. К примеру, у меня после калибровки часть цветов оказались идеально точны — в пределах ДельтаЕ 2000 < 1. Зато все телесные оттенки вышли из зоны приемлемой ошибки и оказались сильно смещены в сторону красного. Безусловно, речь идет об ошибке, которую среднестатистический зритель не заметит, но все же. 

Вывод в связи с этим такой: проектор хорошо отвечает на калибровку, но сказать, что он калибруется быстро и легко, нельзя, подтверждая свой имидж «строптивого скакуна». Это же относится к настройке гаммы, с которой у меня возникли откровенные сложности.

Выводы

Sony VPL-HW65ES — это превосходный аппарат, дающий великолепное fullHD изображение — яркое, чистое, монолитное. Проектор задуман не только для домашнего кинотеатра, но и для установки в гостиных и прочих помещениях без затемнения стен, где он будет пределом возможностей Full HD. Это подтверждает и склонность проектора к боле низкой гамме, сохраняющей различимость деталей в тенях при внешней засветке. Безусловно, речь не идет о работе при включенном основном освещении, но проектор вполне готов справляться с минимальным внешним светом а также с тем светом, что он сам производит. 

В плане цветопередачи Sony сделали ставку на тонкую настройку изображения под себя, давая пользователю свободу для эксперимента, которая начинается с выбора одного из восьми режимов, а затем переходит в возможность поиграться с отдельными параметрами. Здесь первостепенную роль играют «улучшалки изображения». Каждая из них позволяет чуть-чуть подкрутить тот или иной аспект изображения, но не слишком сильно, а умеренно, со вкусом. Если вы хотите проектор, который изначально будет показывать то, что надо — поставил и забыл, то данная модель вам подойдет, но вы упустите эту «фишку» с регулировками. Просто посмотрите на язык, который употребляют Sony в описании режимов изображения (в начале статьи) — столько обходчивых фраз. Нет бы сказать: вот точное, вот яркое, вот приукрашенное. А так не скажешь, потому что различия довольно тонкие.

В общем, модель VPL-HW65ES исключительно интересна. Тестирование проходило в московском демо-зале ГК DiGiS. Если у вас есть практический интерес к той модели — полагаю, вы тоже сможете ее посмотреть.

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.