Тестирование WXGA проектора Epson EB-W31
Сегодня достал, наконец, из коробки EB-W31, представителя новой линейки офисных проекторов Epson. Был просто поражен его производительностью в освещенном помещении. На нем реально можно смотреть кино при включенном свете на 130-дюймовом экране, и это будет смотреться красиво! Ничего подобного давно не видел.
Содержание обзора
- Характеристики
- Выводы/краткий обзор
- Внешний вид
- Качество изображения — Контрастность
- Замеры контрастности
- Качество изображения — Яркость
- Качество изображения - Гамма
- Качество изображения - sRGB vs Cinema
- Качество изображения — Выводы
- Дополнительный функционал
- Приложение по цветопередаче — диаграммы
- Приложение по цветопередаче — про цветовые градиенты и яркость
Характеристики Epson EB-W31
Яркость (световой поток по белому) | 3200 Лм |
Световой поток по цветам (Color Light Output) | 3200 Лм |
Контрастность | 15 000: 1 (динамическая) |
Технология | 3LCD |
Разрешение | WXGA (1280x800) |
Видео разъемы цифровые | HDMI (поддержка MHL) |
Видео разъемы аналоговые | VGA вход, композитный RCA вход, S-Video |
Видео входы прочие | USB Type A: подключение опционального Wi-Fi модуля ELPAP10; отображение слайдшоу с флэшек; подключение документ-камеры Epson USB Type B: передача видео и звука с компьютера + функция мыши через пульт |
Аудио разъёмы | Аудио вход RCA (красный + белый) |
Сеть | опциональный Wi-Fi модуль подключение к проектору в режиме точки доступа, подключение к проектору через сеть организации |
Сетевой функционал | удаленное управление, передача видео и звука на проектор или несколько проекторов |
Оптический зум | 1,2x ручной |
Лампа | 200 Вт, 5000/10000 часов (Нормальный/Эко) |
Проекционное отношение (расстояние/ширина изображения) | 1.3-1,56:1 (широкоэкранный/телескопический) |
Оффсет | 10:1 (часть изображения над уровнем объектива в 10 раз больше части, находящейся под уровнем объектива) |
Коррекция трапецеидальных искажений | ±30 град. по вертикали и горизонтали |
3D | нет |
Динамики | 2 Вт моно |
Габариты (ШxВxГ) | 234 x 297 x 77 мм |
Масса | 2,4 кг |
Хар-ки на сайте производителя |
Выводы / краткий обзор
Начну с подведения итогов. Epson EB-W31 является, на мой взгляд, идеальным проектором для бизнеса и образования. Прежде всего я говорю с точки зрения качества изображения. В наиболее точных режимах, в которых проектор обладает наилучшей цветопередачей, его яркость достигает 2000 люмен. Это означает, что вы можете проецировать яркие и точные, красивые изображения. Переключившись в один из наиболее ярких режимов («Презентация» и «Динамический», проектор честно отрабатывает заявленные 3200 люмен. Цветопередача в этих режимах, как и положено, заметно искажается. Тем не менее, при включенном фоновом освещении вы десять раз подумаете, использовать ли более яркий или более точный режим — яркие режимы вполне пригодны к использованию, обладают яркими цветами, что свойственно трехматричной 3LCD технологии. Главный типичный недостаток этих ярких режимов, заметный пользователю, — это зеленоватый оттенок изображения. В итоге, в освещенном помещении W31 — зверь-машина, способная развернуть при достаточно ярком для чтения свете красивое изображение диагональю до 130 дюймов. Когда я говорю «красивое», я имею в виду, что можно с удовольствием смотреть фильмы. Благодаря высокой яркости мы имеем высокую контрастность изображения.
В затемненном помещении, при полностью выключенном свете проектор обладает излишней яркостью. Я тестировал его на диагонали экрана 130 дюймов — для этого приходилось лампу переводить в режим «Экономичный» и, конечно, использовать проектор в одном из наиболее точных по цветопередаче режимов — «sRGB» и «Кино». Здесь опять хорошие новости: в данном проекторе, как оказалось, установлены матрицы C2 Fine и очень неплохая автоматическая диафрагма. Это дает прорыв по контрастности относительно предыдущих поколений бизнес-проекторов Epson. Если на многих моделях предыдущих поколений работа в темноте заведомосчиталась считалась не самой сильной стороной, то теперь я вижу достаточную контрастность при высокой яркости, которые делают просмотр кино на EB-W31 исключительно приятным опытом. Картинка обладает плавностью цветовых переходов, сцены с высокой контрастностью выглядят сочно. При наличии на экране больших участков черного видно, что черный, конечно, не как у проекторов для домашнего кинотеатра, но это объясняется завышенной яркостью. На более темных сценах плавно срабатывает диафрагма и мы имеем еще более глубокий черный. Таким образом, урок Epson усвоили и испытание полной темнотой прошли. К сожалению, на экранах меньших размеров темные сцены будут более яркими и менее впечатляющими. Но при проникновении света в комнату это не будет иметь никакого значения. В случае с темными помещениями стоит отметить, что режим «Cinema» лучше приспособлен для этого, обладая более «контрастной» гаммой. В этом режиме происходит небольшое преукрашивание цветов, что в случаев с большинством фильмов усиливает ощущение сочности и контрастности изображения. Тем не менее, если вы хотите ипоказывать фотографии, то режим «sRGB» предпочтителен и одинаково хорош для светлых и темных помещений.
При работе в помещении с небольшой освещенностью черный цвет точно не будет для вас проблемой и вы сможете перейти на экономичный режим лампы, который не только по идее разработчиков продлевает ее ресурс до 10 тысяч часов, но и существенно снижает шумность работы, потому что в режиме полной мощности лампы, сидя недалеко от проектора, я посчитал шум его охладительной системы довольно хорошо слышимым. Не знаю, создает ли это негативные ощущения, но снижение шума в Эко-режиме воспринимается позитивно.
В комплекте с проектором идет сумка для переноски. Перемещение этого 2,4-кг агрегата не должно вызвать никаких затруднений. При временной установке проектор позволяет проецировать под вертикальным и горизонтальным наклонах к экрану и помогает мгновенно отрегулировать искажения геометрии благодаря автоматической вертикальной и горизонтальной коррекции с помощью специального ползунка.
В плане проводного подключения к мобильным устройством у EB-W31 есть MHL. При приобретении опционального WiFi модуля открываются очень широкие возможности проецирования через локальную сеть, в том числе — с использованием мобильных устройств.
Можно рекомендовать данную модель для любых задач, связанных с просмтром кино/фото/презентаций и пр. для любых условий освещения. В полной темноте можно рекомендовать EB-W31 для экранов в 100 — 130 дюймов. Он хорош как для презентаций, так и для кино. Из видеоигр тестировал на нем только жанр RTS — все отлично.
Внешний вид
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Качество изображения — Контрастность (и скромность)
На секунду отвлекусь от яркости. Дело в том, что на сингапурском сайте Epson, который мне выдал Google, я обнаруживаю в графе «тип матрицы» EB-W31 надпись "C2 Fine". А дело в том, что данный тип матриц обладает существенно повышенной контрастностью по сравнению с обычными матрицами Epson. Тот факт, что в день выхода данной линейки я не видел в небе фейерверков, меня теперь очень удивляет, поскольку установка на офисном проекторе «C2 Fine» матриц, которые традиционно используются в области проекторов для домашнего кинотеатра Epson с ценой от $2000 на практике это дает, если не полную ликвидацию отрыва конкурентов на базе DLP технологии по контрастности, то сокращение этого отрыва до совершенно минимального уровня. Данная модель классно работает в затемненном помещении, производя изображение заметно более высокого класса, чем предшественники из серии Epson Business-проекторов.
Узнав о том, что на тестируемом проекторе стоит C2 Fine матрица, я сразу бросился проверять его при выключенном свете. В результате в минимальном режиме лампы и при работе в режиме «Кино», яркость была избыточной (почти 1300 Лм), что, конечно, поднимало и уровень черного. Тем не менее, высокая контрастность изображения была очевидна и это огромный прогресс по сравнению с предыдущими моделями — изображение стало более живым, ярким, четким, объемным и «киношным».
Автоматическая диафрагма, увы, не работает в режиме «sRGB», но работает в режиме «Кино» (если пользователь хочет). Она во многом помогает добиться на темных сценах лучшей глубины черного, что также является прогрессом по сравнению с предыдущими моделями — диафрагма стала более плавной, незаметной и агрессивной.
В совокупности это существенно повышает интересность данной модели и ее ближайших аналогов в качестве проектора, который будет использоваться не только в освещенном, но и затемненном помещении.
Замеры контрастности
По факту мне удалось получить следующие уровни реальной и динамической контрастности:
1. Максимальная контрастность проектора без задействования автоматической диафрагмы в режиме «Динамический» составляет 775:1 (3231 Лм: 4,17 Лм).
2. При включении автоматической диафрагмы уровень черного снизился до 1,47 Лм, таким образом максимальная динамическая контрастность составила 2200:1.
3. При использовании наиболее точного режима «sRGB» не только снижается максимальная яркость, но и слегка повышается яркость черного. Контрастность составляет 375:1 (1933 Лм: 5,16 Лм).
Теперь небольшое примечание...
Данный обзор будет интересен тем, что я впервые начну публиковать замеры контрастности. Безусловно, это хорошо, когда больше параметров можно описать конкретными цифрами. Тем не менее, не рекомендую пока делать выводы на основании этих замеров, пока они, во-первых, сделаны только для одного проектора и сравнить не с чем, а также:
1) Реальные замеры контрастности редко имеют много общего с тем, что заявляется производителем. Особенно это касается офисных/школьных проекторов.
2) Методики измерения могут быть различными. К примеру, ANSI методика замеров реальной контрастности будет занижать ее значение, поскольку на измерения повлияет засветка, производимая тестовым изображением в виде шахматной доски. У меня нет лаборатории в виде обитого черным гигантского ангара, в которой этого можно избежать, поэтому не вижу смысла использовать ANSI методику.
Измерять контрастность буду методом full On/full Off (полного включения/полного выключения), что никак не помешает мне предъявить данные по реальной контрастности проектора — для этого мне достаточно просто удостовериться, что при измерении контрастности автоматическая диафрагма проектора отключена, а сделать это легко.
Таким образом, я буду говорить о «реальной контрастности» и «динамической контрастности». Последняя будет выше, если включена автодиафрагма, делающая черный на темных сценах более глубоким путем перекрытия света. Правда, при этом происходит и процесс цветокоррекции, чтобы темнее становился только черный, а не вся картинка. Собственно, ANSI методика и существует чтобы удостовериться в том, что автодиафрагма не используется.
Качество изображения — Яркость
Я начал обзор со слов восхищения качеством изображения EB-W31 в освещенном помещении. Пусть не при такой засветке экрана, как рекомендуется СНИПами для офисов, но при такой, что вполне позволяет немного читать и можно считать «нормальным освещением», проектор произвел красивую и контрастную картинку, делающую просмотр кино на экране диагональю 130 дюймов вполне приятным времяпрепровождением. Какие-то фильмы отлично смотрелись в режимах изображения «Динамический» и «Презентация», в случае с другими я отдавал предпочтение точному режиму «sRGB», который мене ярок, но этого все равно достаточно.
Секрет успеха — в цифрах и графиках. Заявленная максимальная яркость проектора составляет 3200 люмен, по факту получается 3231 люмен в режиме «Динамический», внимание, при полноценном воспроизведении оттенков по шкале серого. Как правило, в самом ярком режиме у многих проекторов перекручен параметр «контрастность», что дает дополнительную яркость, но 100% белый достигается раньше, чем положено. К примеру, уже на 90% яркости, а выше этого уровня оттенки становятся неразличимы. У Epson EB-W31 такого нет — мы имеем честные 3231 люмен, которые в освещенном помещении дают очень контрастную картинку.
Тем не менее, настоящий фурор — это самый точный режим «sRGB» с яркостью 1933 люмен. У некоторых офисных проекторов максимальная яркость близка к 2000 люмен в самом ярком режиме, который обладает большими дефектами цветопередачи. Здесь же на 1933 люмен вы получаете цветопередачу на уровне, близком к домашнему проектору EH-TW5200 в точном режиме. Точность цветов очень хороша и я даже при свете и на 130-дюймовом экране я в большинстве случаев предпочитал использовать самый точный режим, поскольку чувствовал изобилие яркости. Мой глаз после долгого периода просмотра кино на проекторах для домашнего кинотеатра привык к нормальной цветопередаче.
С другой стороны, по традиции Epson с их трехматричной 3LCD технологией, самые яркие режимы традиционно вполне пригодны для просмотра. Проектор EB-W31 обладает 100% цветовой яркостью (по факту — 102%). А это значит, что белый цвет формируется путем смешения красного, зеленого и синего и максимальная яркость проектора состоит из суммы яркости красного, зеленого и синего. Яркие цвета обеспечены, но остается классическая проблема ярких режимов — это сдвинутый в зеленый баланс белого и менее точный цветовой охват, чем в режиме «sRGB». Тем не менее, дополнительная яркость = дополнительная контрастность в освещенном помещении, поэтому повторюсь, что при просмотре фильмов определенного типа я оставался вполне доволен цветопередачей режимов «Динамический» и «Презентация», поражаясь контрастности при включенной иллюминации.
Макс. яркость проектора EB-W31 в различных режимах картинки и лампы:
Диаграммы с цветовыми охватами и пр. смотрите в конце страницы.
Гамма коррекция
Проектор не предлагает нам правильну и ровную гамму. Тем не менее, самое важное — это тени, поэтому посмотрим, что творится с ними...
В режиме «Динамический» показатель гаммы в тенях составляет 2,0, что соответствует освещенному помещению, а вот в режиме «Гостиная» гамма еще ниже — до 1,9 и еще ниже, что намекает на стремление любыми способами выделить тени, чтобы засветка их не растворила. Режим «sRGB» также показывает гамму на уровне «2.0», а при навозможности включить автоматическую диафрагму это означает некоторую нацеленность на хотя бы частично освещенные помещения.
А вот в режиме «Кино» гамма растет от 2,0 до 2,1 и чуть выше, что гораздо ближе к гамме, используемой в домашнем кинотеатре. Тем не менее, никто не рассчитывал, что проектор EB-W31 будет использоваться в домашнем кинотеатре, поэтому в обычной гостиной, где источником нежелательной засветки будет отражение от светлых стен, это выглядит довольно приемлемо.
sRGB vs Cinema
Помимо упомянутой выше разницы (гамма и автодиафрагма), стоит помнить, что режим Cinema у Epson традиционно является чуть приукрашенным. В данном проекторе это не доходит до бесвкусицы и изображение в режиме «Cinema» выглядит красиво и аккуратно, но по факту в режиме sRGB некоторые цвета с насыщенностью до 100% оказываются чуть-чуть недонасыщенными (синий и красный), тогда как в режиме Cinema красный встает на место, синий чуть перенасыщается, желтый перенасыщается на уровне около 75% насыщенности, а зеленый перенасыщается, но при этом чуть сдвигается к желтому. В любом случае, у EB-W31 сохраняется тенденция, присущая большинству офисных проекторов — зеленый чуть сдвинут к желтому, что также несколько обедняет голубой цвет. В остальном цветовой охват для офисного проектора очень и очень похвальный.
Выводы по цветопередаче EB-W31
Проектор EB-W31 является образцовым примером того, как надо делать качественные офисные проекторы. Для всех не полностью затемненных помещений он обеспечивает превосходное изображение и играючи справляется с засветкой, производя не просто сносное, а яркое, красивое изображение, которое приятно смотреть. Своего рода расплатой при работе в ярком режиме является довольно слышимый шум вентиляторов, хотя, возможно я привык к тихим домашним проекторам и отвык от офисных и преувеличиваю.
Дополнительный функционал
Direct Power On/ Auto Power On. Автоматическое включение проектора при подаче на него напряжения, либо при появлении видео сигнала на входе, который выбран в меню для автоматического включения.
Функция Home Screen для быстрого выбора источника сигнала и другого полезного функционала.
Автоматическая коррекция вертикального наклона (трапецеидальная коррекция геометрии), быстрая коррекция горизонтального наклона с помощью удобного ползунка, расположенного позади объектива.
Проецирование с мобильных устройств, поддерживающих MHL. Тут все понятно — по HDMI MHL шнуру можно дублировать на проектор экран мобильного устройства. Отмечу, что приложение iProjection в случае WiFi пдключения не позволяет дублировать экран на проектор, а только поддерживает отображение некоторого типа документов и изображений, включая PDF, картинки, документы MS Office.
Проецирование через сеть. При наличии опционального USB адаптера проектор может использоваться в качестве общего при подключении к локальной сети организации (используется бесплатное ПО EasyMP Network Projection). Возможно одновременное выведение на экран изображений с нескольких компьютеров с помощью бесплатного ПО EasyMP Multi-PC Projection. Проецирование с мобильных устройств осуществляется с помощью приложения iProjection.
Быстрое подключение к беспроводной сети. Автоматическая настройка конфигурации Wi-Fi подключение осуществляется при проецировании с мобильного устройства посредством вывода на экран QR-кода и его считывания приложением Epson iProjection. Для быстрого подключения с ПК на базе ОС Windows используется опциональный USB-ключ «Quick Wireless Connection USB Key», который подключается к USB-A порту проектора вместо WiFi адаптера, после чего адаптер возвращается на место, а ключ подключается к ПК.
Разделение экрана (Split Screen) позволяет выводить на экран бок о бок два источника сигнала. Можно сделать, чтобы один из них был больше, а другой меньше.
Функция беспроводной мыши позволяет при подключении компьютера к USB B разъему проектора с помощью пульта увеличивать тот или иной участок изображения, листать слайды презентации, перемещать курсор мыши кнопками-стрелками пульта, использовать левый и правый щелчок.
USB Display. Одновременно с функцией мыши через этот же шнур на проектор можно передавать изображение и звук (как по HDMI). К сожалению, пропускная способность USB порта ограничена и при отображении видео это может вызвать рывки. С другой стороны, для отображения презентаций и фотографий — очень удобный способ подключения.
Родственные модели
Вот полный перечень моделей данной линейки бизнес-проекторов: Epson EB-U32, EB-U04, EB-W32, EB-W31, EB-W04, EB-X31, EB-X04, EB-S31, EB-S04.
EB-W04 является младшей и более бюджетной версией EB-W31.
Модели EB-U32 и EB-U04 являются вариантами с WUXGA разрешением (1920x1200), которое, в частности, позволяет показывать full HD пиксель в пиксель, оставляя неиспользованные тонкие полоски сверху и снизу, и при этом соответствует соотношению сторон 16:10, как у WXGA разрешения.
Продолжение следует...
Приложение
Точность цветности Epson EB-W31 в различных режимах:

EB-W32, режим "sRGB", нормальный режим лампы

EB-W32, режим "sRGB", Эко-режим лампы

EB-W32, режим "Cinema", нормальный режим лампы

EB-W32, режим "Presentation", нормальный режим лампы
EB-W32, режим "Dynamic", нормальный режим лампы
Страшный секрет — градации цветов и яркость
Ок, я чувствую, что данная модель достаточно крепка, чтобы именно на ней раскрыть тайну офисных проекторов, работающих в ярком режиме. Существует ряд параметров, которыми можно описывать особенности цветопередачи и последнее время я измеряю яркость проектора не «прямо из коробки», а только после того, как отрегулирую параметр «контратсность» по тестовому изображению с градациями белого. То есть, чтобы 100% белый достигался не на 90%, а именно на 100% — иначе теряются оттенки. Тем не менее, эта процедура слегка снижает яркость, которую я и привожу. Так вот, есть еще одна сторона — тот же эффект происходит с градациями цветов, но в гораздо более заметной форме. Это свойственно не только проекторам, но и многим телевизорам. И вот, я впервые говорю: чтобы получить плавные цветовые переходы ближе к 100%, у EB-W31 пришлось сильно снижать параметр «контрастность» в ярких режимах. В режиме «Динамический» — с 50 до 3, в режиме «Презентация» — с 50 до 7, в режиме «Cinema» — с 50 до 38, в режиме «sRGB» все Ok. Еще раз повторюсь по поводу контекста сказанного: речь идет о ярких режимах, в которых производитель стремится увеличить световой поток в какой-то степени в ущерб цветопредаче. Я говорю об этом сейчас именно потому, что у EB-W31 все достаточно хорошо и он выдержит. Есть многие другие офисные проекторы, у которых дела идут куда сложнее и делать акцент на этом моменте означало бы опустить их в обзоре ниже плинтуса. Итак, после избавления от срезания градаций цветов в ярких режимах EB-W31 дает следующую яркость в максимальном режиме лампы:
Теперь можно выдохнуть — все очень даже неплохо, поскольку мы имеем дело с устройством, способным произвести столь яркое изображение после избавления от всевозможных неточностей.
2 комментария
В целом мой вывод: что если кто то хочет и рыбку съесть и ....., то надо искать другой проектор.