Бюджетные домашние проекторы: 3LCD vs DLP

Пусть это будет пост-провокация. Изначально начал его, как введение в обзор нового 3LCD проектора, но увлекся и решил вынести в отдельный материал. Для производителей тема является болезненной и, во многом, считается запретной и неэтичной. Но для взыскательного покупателя домашнего проектора начального уровня хорошо разобраться в ней — значит купить то, что именно ему подойдет лучше. Ведь бюджетный сегмент — это компромисс, а грамотный компромисс — это искусство.

Итак, у нас есть 1-DLP и 3LCD (Epson). Эти два подхода добавляют динамизма и интересности рынку проекторов. Когда мы говорим о бюджетных моделях, то невольно приходится осознавать, что влияние этих технологий на недорогие проекторы является, в целом, предсказуемым. Тем не менее, уже от способностей производителя зависит, сумеет ли он распорядиться природными дарами той технологии, на базе которой он собирает свои проекторы. Говоря языком геймеров, эти две технологии хорошо сбалансированны и имеют свои плюсы и минусы. Нет никаких оснований заведомо предпочесть одну из них вне контекста конкретной модели и конкретного помещения. 

Кто о чем недосказывает?

Когда я вижу два домашних проектора начального уровня с характеристиками «яркость 2000 люмен, контрастность много-к-одному», один из них DLP, другой 3LCD, то на основании опыта я предполагаю, что DLP чуть лукавит про яркость, а 3LCD — про контрастность. Яркость и контрастность — это два компонента, дающие… КОНТРАСТНОСТЬ. Потому, что контрастность = макс.яркость/мин.яркость. Контрастность — это палитра красок между самым темным и самым ярким, которая чем больше, тем реалистичнее, жизнеподобнее можно спроецировать изображение. Огромная диагональ, высокая контрастность, отраженный от экрана, а не прямой свет — это все плюсы с точки зрения натуральности изображения.

Если мы возьмем два проектора с одинаковой лампой, один 3LCD, другой DLP, то первый будет пропускать лишний свет на черный экран, а второй будет расточительно терять яркость. Имеется в виду, сравнительно друг с другом. С точки зрения формулы контратсности, 3LCD будет увеличивать знаменатель, а DLP — уменьшать числитель в формуле контрастности. Я не говорю о том, что эти проекторы будут совсем разными, но главное различие будет, скорее всего, именно в этом, даже если это будет небольшое различие.

Что же делать производителю, чтобы сохранить красивые цифры спецификаций? Лично я бы поступил так:

У DLP проектора чуть завысить яркость в ТТХ, чуть перегрузить лампу, чуть сократив ее ресурс, немного форсировать яркость в самом ярком режиме, немного испортив цветопередачу по сравнению с 3LCD (только в ярком режиме; улучшение цветопередачи всегда снижает яркость).

А на месте 3LCD производителя я бы добавил автоматическую диафрагму и завысил бы таким образом контрастность. Диафрагма на темной или черной сцене закроет световой поток, позволив мне честно пририсовать лишний нулик к цифре контрастности. Да что у ж там — «контрастность» давно не является параметром, по которому можно судить о КОНТРАСТНОСТИ… все эти «500 тыс. к 1» у самых бюджетных мниторов — уже давно традиция...

В баре? в гостиной? в домашнем кинотеатре?

Это я сгущаю краски, чтобы подчеркнуть, что DLP проектору проще быть контраст… давать более глубокий черный и чуть менее ярким, а 3LCD проектору проще быть более ярким, но давать черный чуть более, как бы сказать, — подсвеченный.

Каков эффект? В спорт-баре яркость поможет произвести сочную картинку, а неяркость даст блеклую (неконтрастную) картинку. В домашнем кинозале с затемненными стенами и полной блокировкой внешней засветки максимальная яркость не должна быть слишком высокой, а контрастный проектор за счет более глубокого черного произведет больше градаций яркости, сделает изображение более объемным и реалистичным.

Где-то между этими крайностями находится наша "обычная комната" или «обычная гостиная», для которой большинство и покупает проектор. С одной стороны, вы вряд ли будете смотреть проектор при полном свете — тогда контрастность будет важна. С другой стороны, вы можете захотеть оставить часть света — это раз. Светлые же стены и потолок в сравнительно небольшом помещении все равно позволят вам читать газету при отсутствии внешнего освещения и включенном проекторе — это два. В формуле контрастности лишний свет падает и на числитель и на знаменатель, в итоге контрастность сильно падает. Да, влияние светлых стен и щелей в шторах и жалюзи — это не преувеличение. Если яркость засветки достаточно велика, то улучшить контратсность получится только дополнительной яркостью.

Ваш черный — а каков он?

Контрастность DLP проекторов, безусловно, играет им на руку в качестве домашнего проектора — это известно всем, но стандартные условия помещения выравнивают счет — при довольно небольшом уровне засветки вы не сочтете разницу по контрастности (засветке черного) между DLP и 3LCD проектором стоющей внимания. Эксперимент: посмотрите на ваш экран, либо на белый лист бумаги в тех условиях, в которых будет работать проектор и скажите, похоже ли это на черный. Если да, то вам действительно стоит заботиться о контрастности и о том, как защитить его от засветки проектором, стенами и пр. Если это не особо похоже на черный (потому что нет достаточной темноты в комнате), то вам понадобится много яркости, чтобы на ее фоне этот цвет выглядел, как черный. Ну и посветите на этот экран или лист фонариком — станет ли часть поверхности, на которую вы не светите, ярче из-за переотражения от стен? Представьте, что будет, когда светить будет проектор с лампой на 200 Вт.

Чуть ближе к делу

Грань может быть достаточно тонкой. Например, при закрытых шторах и без искусственного света, днем себя лучше покажет 3LCD проектор, а ночью — DLP проектор. Поэтому примерно так и приходится рекомендовать — если вы хотите трансформировать вашу комнату в домашний кинотеатр или хотя бы можете на 100% исключить попадание света в помещение, как если бы вы смотрели ночью, то вы с удовольствием примите дары бюджетных DLP моделей. Если у вас обычная комната и вы не хотите никаких компромиссов с освещением, то особой разницы по контрастности (по черному) между DLP и 3LCD уже не будет, а дополнительная яркость 3LCD проектора сделает картинку более привлекательной и контрастной. Еще все зависит от того, как вы смотрите. Как было недавно установлено при тестировании 3LCD проектора EH-TW5350, когда проектор дает достаточно яркости, у вас может просто не возникнуть желания выключать свет. Особенно — при просмотре сериалов, спорта, игре в динамичные игры и пр.

Цветопередачу пока в рассчет не берем, (кроме режима максимальной яркости). Как я говорил, производитель может раскрыть потенциал своей технологии, а может и не раскрыть.

«Подводные камни» технологий

Обычно говорят, что у 3LCD проекторов есть чуть больший зазор между пикселями, что именуют «эффектом москитной сетки», а пиксель обычно чуть менее четко очерчен из-за необходимости сведения трех матриц (что, правда, свойственно большинству более дорогих устройств на различных технологиях). У DLP проектора наблюдается «эффект радуги». Поскольку проектор одноматричный, то он по очереди проецирует красное-зеленое-синее изображения на экран, что заметно при резком движении глаз по экрану в виде радужного шлейфа за ярким объектом. Как обычно, должен добавить, что «есть люди, менее чувтвительные ко всему этому» и т.д. и т.п. И вообще, когда вы купите себе проектор, на какой бы технологии он ни был, вы привыкнете к его мелким «недочетам», которые являются таковыми только при сравнении бок о бок. Все сказанное выше относится только к сравнению бок о бок.

В любом случае, спасибо производителям за их замечательные устройства, дающие нам возможность получить превосходное изображение с натуральной цветопередачей на экране 80, 100, 130 дюймов диагонали за 6-11 американских денег за каждый дюйм. Кстати, чем больше дюймов, тем больше надо яркости, но это уже другая история.

Нет комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.