Часто Задаваемые Вопросы:

Введение:

Что такое проектор?
В чём преимущества проекторов перед телевизорами и мониторами?
С чем связаны ограничения проекторов и их технологий?
Чем руководствоваться при выборе проектора?
Как можно сэкономить при покупке проектора?

Технологии проекторов:

Каким образом происходит формирование цветов?
Какие бывают типы проекторов по используемым технологиям?
DLP или 3LCD?
Лампы или Светодиоды с Лазерами?

Параметры изображения:

Из каких критериев складывается качество изображения?
Что такое «Режим Изображения», режим лампы, «Эко-режим» и пр.

Типы и виды проекторов:

На какие основные Типы делятся проекторы
Какие бывают типы проекторов по областям применения?
Что значит «мультимедийный проектор», «цифровой проектор», «видеопроектор»?
В чём отличие проекторов для образования и бизнеса от проекторов для домашнего кинотеатра?

Что такое домашние проекторы/проекторы для домашних развлечений?
Что такое инсталляционные проекторы?
Что такое короткофокусные проекторы?
Что такое интерактивный проектор?
Что такое мобильные и портативные проекторы?

Установка проекторов:

Чем отличается потолочная установка от настольной?
Как рассчитать параметры установки проектора?

Дополнительный функционал проекторов:

Поддержка 3D?

Экраны проекторов:

Нужно ли затемнение в помещении, где используется проектор?
Нужен ли проектору экран?
Что такое коэффициент отражения (gain)?

Обслуживание проекторов:

Каков срок службы проектора?
Нужен ли проектору воздушный фильтр?
Что делать, если проектор сломается?
Как защитить проектор от кражи?


Что такое проектор?

Проектор - устройство, принимающее видеосигнал (с внешнего или внутреннего плеера, компьютера, смартфона), обрабатывающее его и формирующее изображение, которое проецируется на внешнюю поверхность (экран).

^ Вернуться к началу страницы

В чём преимущества проекторов перед телевизорами и мониторами?


Размер проецируемого изображения не ограничивается размерами матрицы: проектор с матрицей диагональю менее дюйма дает изображение диагональю более 80-130 дюймов и более. Телевизоры с подобной диагональю весьма дороги и, чем больше диагональ, тем большую экономию можно получить при использовании проектора, тем меньше цена за каждый дополнительный дюйм диагонали.

Таким образом, с помощью проектора можно не только получить большое изображение за умеренные деньги, что актуально практически во всех сферах, от рекламы, образования, бизнеса, до домашних развлечений, симуляторов, сценического оборудования и пр...

У этого преимущества есть и другая сторона: можно сделать миниатюрный карманный проектор, который будет давать изображение сравнительно небольших размеров, но при этом будет встраиваться в смартфоны, камеры и даже - носимые устройства типа часов. Речь идет о мини-проекторах и пико-проекторах, однако, даже не столь компактный обычный "мобильный проектор" позволит очень облегчить работу тем, кто проводит выездные презентации, давая изображение от 80 дюймов в любом месте. 

Да, и еще раз повторюсь: в отличие от телевизоров, проектор может дать различную диагональ изображения.

^ Вернуться к началу страницы

С чем связаны ограничения проекторов и их технологий?

Прежде всего, под проектором всегда подразумевается система "проектор-экран". С одной стороны, качество изображения зависит от параметров поверхности экрана. С другой стороны, стандартный проектор необходимо расположить под прямым углом к экрану, на определенном расстоянии от экрана, которое зависит от размера экрана (больше экран - дальше проектор). К тому же, проектор светит с некоторым смещением по вертикали, именуемым "офсетом", который также берется в расчет при установке. В противовес всему вышеперечисленному используются всевозможные функции, описываемые в вопросе про "гибкость установки".

При этом, если между объективом и экраном находится предмет, например докладчик, то упомянутый докладчик будет не только бросать тень на экран, но и сам превратится в своеобразный экран, что не очень приятно для глаз. Именно по этой причине существуют короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы.

Следующая проблема - свет. У любого устройства отображения информации внешний свет будет ухудшать качество изображения, однако у проектора это - особая тема. Ценители домашних кинотеатров проектируют кинозалы так, чтобы не только исключить попадание на экран света от искусственного освещения, но и даже света самого проектора, который может переотразиться от стен комнаты. Чем больше света попадет на экран - тем в меньшей степени он будет похож на черный. Слава Богу, что восприятие нами довольно относительно, поэтому яркий проектор даже в хорошо освещенном помещении создаст ощущение черного света.

Таким образом, проектору в любом случае нужна высокая "якость" (точнее, "световой поток"), чтобы создать большое изображение. А для освещенных помещений требования к яркости еще больше! К примеру, 2000 Люмен для домашнего кинозала - более, чем достаточно, но для освещенной аудитории этого будет мало. В принципе, яркость в освещенных помещениях нужна любому устройству, но проектору - в особенности.

Упомянутые требования по яркости влияют на используемый источник света - у большинства проекторов это лампы, имеющие исключительно высокую температуру работы, что требует интенсивного охлаждения и, кстати говоря, накладывает серьезную ответственность на миниатюрную матрицу проектора (просто не расплавиться). В этом, кстати, причина недоверия к noname проекторам, которые могут на практике дать яркость в 100 раз ниже заявленной - у них просто нет технологий сделать достаточно термостойкие миниатюрные матрицы.

В целом, при столь большом экране кому-то и full HD разрешения будет мало. Однако, достоверно можно сказать следующее: на большом экране форма пикселя, принятая у телевизоров и мониторов, неприемлема. Пиксель должен быть цельным, квадратным. Это, к примеру, объясняет, почему LCD проекторы используют три матрицы (3LCD). 

^ Вернуться к началу страницы

Чем руководствоваться при выборе проектора?

Пожалуй, первый вопрос - это класс проектора: для домашнего кино, для офиса/класса, для больших помещений.

В случае с бюджетными проекторами для бизнеса и образования часто наблюдается такая картина: на один и тот же базовый проектор устанавливают различный дополнительный функционал. Если вы видите в модельном ряду несколько моделей с одинаковой яркостью, контрастностью и, что важно, мощностью лампы, то это, скорее всего, один и тот же "базовый" проектор и вы можете без проблем выбрать более недорогой, если дополнительный функционал не нужен. 

Что касается разрешения, то при покупке проектора для бизнеса и образования у вас есть выбор: SVGA, XGA, WXGA, Full HD и пр. Разрешение серьезно влияет на цену. Для демонстрации фильмов в DVD качестве и большинства презентаций SVGA разрешения может быть вполне достаточно, для чертежей и всяческих материалов с мелкими деталями желательно брать большее разрешение. Стандартом являются XGA и WXGA, которые обладают различным соотношением сторон. XGA лучше для документов и всего, что вытянуто по вертикали. WXGA лучше для фильмов. 

В случае с домашним проектором стандартом стало разрешение Full HD (1920x1080, 1080p). Это - разрешение Blu-ray и HDTV форматов. Последнее время активно внедряется 4K формат. При этом, для ну совсем бюджетного варианта может неплохо сгодиться и WXGA разрешение.

Что касается качества изображения, то нужно помнить, что цифра контрастности в спецификациях не говорит почти ни о чем. Также, чем более освещенное помещение, тем меньшую роль играет контрастность, а в хорошо освещенных помещениях она вообще не важна. В итоге, в освещенных помещениях нужна яркость, а в затемненных яркость может быть менее 1500 Лм, но реальная контрастность должна быть высокой. Если вы хотите узнать о контратсности проектора, ищите, что пишут в обзорах про "уровень черного", который является синонимом контрастности.

Иногда не получается найти обзор интересующей вас модели - в этом случае может быть полезен обзор близкой модели, особенно - если она принадлежит к этой же линейке проекторов.

Подромнее про качество изображения - смотрите соответствующий раздел. Лично для меня это - самый важный критерий.

Далее - исходите из ваших потребностей.

Прежде всего - установка. Посчитайте, встанет ли тот или иной проектор в вашем помещении. По этому поводу также смотрите соответствующий раздел данного FAQ.

Далее - поддерживаемые форматы видео и разъемы. Вдруг вы захотите сэкономить на HDMI? Или, возможно, вам обязательно несколько входов HDMI. Или вам обязательно, чтобы проектор обладал "проходным" VGA разъемом, который позволяет передать изображение дальше, подключив к проектору какой-нибудь телевизор или монитор. 

Если у вас офисный/школьный проектор, то нужны ли встроенные динамики и микрофонный вход? 

Бывают проекторы, позволяющие воспроизводить различные форматры с USB носителей. Если этот функционал нужен, то желательно, как минимум, точно понимать, какие форматы реально способен воспроизводить проектор. Данный функционал позволяет в некоторых ситуациях обойтись без компьютера, что полезно в поездках.

Касательно мобильности, также имеют значение габариты и масса проектора и возможность быстро настроить изображение. Даже наличие сумки для переноски проектора может повлиять на выбор.

В некоторых условиях важна тишина работы проектора. Если проектор очень яркий, то, перейдя в "экономный режим", он будет менее шумным и позволит продлить ресурс лампы.

Это приводит к идее о долгосрочной стоимости проектора. Должны быть учтены ресурс источника света и стоимость его замены, как и условия гарантии, которые, как правило, различны для источника света и остального проектора.

^ Вернуться к началу страницы

Как можно сэкономить при покупке проектора?

Экономия является обратной стороной предыдущего вопроса: вы определяете, какие функции вам обязательно нужны и выбираете исходя из этого, отказываясь от не нужного вам функционала.

Возможно, вам достаточно иметь меньшую яркость или даже меньшее разрешение? Возможно, вам нужно только демонстрировать документы и вам не нужно качество цветопередачи, например вы готовы выбрать для этой задачи проектор с очень низкой "цветовой яркостью".

Возможно, вам не нужен HDMI вход? 

В случае с проектором для дома и домашнего кинотеатра может быть полезно задуматься, позволяют ли ваши условия реализовать высокую контрастность проектора? К примеру, нужен ли вам сверхконтрастный хай-энд проектор, если у вас белые стены, или если вы смотрите проектор при некотором уровне иллюминации. Возможно, тут даже большее влияние может оказать профессиональный выбор экрана, который боролся бы с внешней засветкой?

Тем не менее, если вы определились с тем функционалом, который для вас важен, то могу лишь порекомендовать убедиться, что этот функционал действительно качественно реализован, а не добавлен "для галочки".

^ Вернуться к началу страницы

Каким образом происходит формирование цветов?

Фофрирование цветов современных телевизоров и проекторов происходит по принципу RGB, то есть, смешением красного, зеленого и синего, которые светятся с разной интенсивностью.

Особенностью именно проекторов является то, что каждая точка изображения на экране имеет правильную квадратную форму и уже окрашена в нужный цвет. У телевизоров и мониторов же, если присмотреться, каждая точка состоит из трех полос, красной, синей и зеленой, которые на удалении сливаются:

Подобное решение для проектора не приемлемо даже по чисто эстетическим соображениям, поэтому у проектора нужно каким-то образом создать три отдельных изображения с цельными квадратными точками, красное, зеленое и синее, и совместить их, наложив одно на другое.

Это можно сделать двумя способами: используя три матрицы, совместить изображения внутри проектора, либо, используя одну матрицу, проецировать на экран по очереди три изображения так быстро, чтобы они совместились в голове у зрителя. Это и есть одноматричная и трехматричная технологии проекторов:

Отдельным вопросом является то, откуда берутся указанные потоки того или иного цвета. У большинства проеткоров они выделяются из белого света лампы с помощью специальных светофильтров. Либо могут использоваться изначально цветные источники, такие как светодиоды. Не смотря на те, что RGB схема смешения цветов является стандартом, многие проекторы могут использовать дополнительные цвета в процессе формирования изображения.

^ Вернуться к началу страницы

Какие бывают типы проекторов по используемым технологиям?

Источником света проектора могут быть:

  • Ртутная лампа (большинство проекторов)
  • Ксеноновая лампа (как правило, проекторы для домашнего кинотеатра)
  • Светодиоды (LED)
  • Лазер
  • Гибрид (Лазер+LED)


При этом, по типу используемой матрицы и их количеству в проекторе, то есть, по технологии формирования изображения, обычные проекторы делятся на:

  • Одноматричные DLP
  • Трехматричные LCD (3LCD)


В сегментах High-End проекторов для домашнего кинотеатра и инсталляционных проекторов используются также технологии:

  • Трехматричная LCoS (JVC D-ILA, Sony SXRD)
  • Трехматричная DLP


В сегменте мини- и микро-проекторов, как правило, используется одноматричная DLP технология с источником света LED.

В природе существуют одноматричные LCD проекторы. Однако, подобное лично я встречал только в китайских noname моделях, которые не дают требуемой яркости.

Подробнее см. Технологии Проекторов

^ Вернуться к началу страницы

DLP или 3LCD?

Когда говорят о DLP проекторах, обычно подразумевают одноматричные DLP проекторы. По крайней мере, в случае с проекторами для бизнеса и образования это так.

В DLP проекторе используется зеркальный чип, дающий высокую контрастность. Однако, использование одной матрицы вместо трех приводит к тому, что цветовые компоненты изображения отображаются на экран по очереди, а зритель объединяет их уже "в голове". Это дает два минуса:

  • менее эффективное использование света лампы
  • эффект радуги (цветной шлейф за контрастными объектами при их движении или переводе глаз на другой объект)


Первый пункт имеет следующее последствие: зачастую в DLP проекторах для достижения более высокой яркости искусственно усиливают белый свет, непропорционально цветному компоненту изображения.

Если эти особенности более-менее универсальны для офисных проекторов, то в случае с дорогими моделями для домашнего кинотеатра, это не обязательно так. 3LCD проектор може оказаться более контрастным, а DLP проектор может оказаться... трехматричным, что решает все проблемы.

А, к примеру, технология SXRD, используемая Sony и JVC, является своего рода смесью подходов DLP и 3LCD. 

В общем, в хай-энд сегменте все зависит от конкретной модели и ценовой группы.

^ Вернуться к началу страницы

Лампы или Светодиоды с Лазерами?

В недорогом сегменте, тысяч до двух долларов, ламповые проекторы незаменимы по причине сочетания мощности и дешевизны ртутных ламп. Светодиодные проекторы в данный момент ограничены по яркости и используются чаще всего в мини-проекторах, где они незаменимы. Лазерные источники света очень дороги, хотя и обеспечивают более высокую яркость.

Ресурс ртутных ламп ограничен. У офисных проекторов это 4000-6000 часов, тогда как ресурс лазеров и светодиодов обычно оценивается в 20000 часов. Если рассчитать ресурс работы светодиодного или лазерного проектора и сравнить с ресурсом проектора на обычных лампах, то получим:

  Ресурс, ч 2 часа в день, дней =лет 8 часов в день, дней =лет
Лампа 5000 2500 6,8 625 1,7
Светодиод 20000 10000 27,4 2500 6,8

 

Другими словами, если использовать проектор по 2 часа в день, то 27 лет эксплуатации - это даже чересчур. А вот если использовать его по 8 часов в день, то лампа проработает 1,7 лет.

Вывод такой: с точки зрения ресурса источника света полупроводниковые проекторы обладают преимуществом при очень интенсивной эксплуатации устройства. 

Тем не менее, лампы стоят недорого, легко и быстро заменяются пользователем, тогда как полупроводниковый источник света заменить если и получится, то только в сервисном центре.

Энергоэффективность ламп ниже - они сильнее греются. Если использовать это преимущество, то можно также экономить на электроэнергии и снизить громкость охладительной системы проектора.

Цветопередача. У нас есть два стандарта - нынешний (sRGB), который используется в Blu-Ray и перспективный, Ultra HD, который предъявляет повышенные требования к насыщенности цветов. Цветные лазеры и светодиоды обладают исключительно узким спектром излучения, что позволяет достигать очень чистых цветов. 

При использовании ламп, нужные цвета необходимо выделять специальными фильтрами из спектра белого. Ртутные лампы изначально дают не идеально белый спектр, в связи с чем в самых ярких режимах многие проекторы дают зеленоватую картинку. Это компенсируется с помощью фильтров и самой матрицы, которая блокирует часть зеленого, делая цвета более правильными.

Также есть ксеноновые лампы, изначально имеющие более ровный спектр и лишенные сдвига в сторону того или иного цвета - их часто используют в дорогих проекторах для домашнего кинотеатра, хотя они  иобладают своими недостатками.

В любом случае, добиться чистых цветов проще всего с помощью цветных светодиодов.

Вопрос цены. Самый важный вопрос. Светодиодный проектор ограничен яркостью зеленого светодиода, а лазерный - высокой ценой зеленого лазера. Поэтому придумали экономичный вариант, именуемый "гибридным". В "гибридном" проекторе используется красный светодиод и синий лазер для отображения как синего, так и... зеленого. В этом случае этот же синий лазер светит на зеленый люминофор, который и дает в итоге зеленый свет. Такой подход сохраняет, по крайней мере, теоретически ресурс источника света в 20000 часов, при этом существенно снижая стоимость устройства и повышая его яркость. Тем не менее, гибридный проектор может недостаточно хорошо передавать зеленый свет, при этом имея более насыщенный, чем по стандарту, синий и красный цвета. В итоге, основное преимущество гибридных проекторов - ресурс работы.

Подробнее см. Технологии Проекторов

^ Вернуться к началу страницы

Из каких критериев складывается качество изображения?

1. Контрастность. Контрастность показывает, во сколько раз проектор белый свет, отображаемый проектором, ярче, чем черный свет. Контрастность измеряется производителями в идеальных условиях и на практике можно сказать, что она недостижима. Соответственно, контрастность зависит от двух параметров: от максимальной яркости и от минимальной засветки проектором экрана, которая измеряется в идеально затемненных условиях. Попадание света на экран в десятки и сотни раз ухудшает контрастность, в хорошо освещенных помещениях контрастность проектора не только не будет заметно влиять на контрастность изображения, но и менее контрастный, но более яркий проектор будет способен дать большую контрастность изображения. Контрастность проектора, тем не менее, играет важнейшую роль в затемненном помещении, когда фоновая (паразитная) засветка проектором экрана будет заметно портить уровень черного. Вообще, существует мнение, что контрастность - это главный параметр качества изображения. Но еще раз повторюсь, что контрастность проектора - это одно, а достичь ее - это другое. Подробнее - тут.

1.1. Глубина черного. Определяется контрастностью проектора и важна в затемненном помещении, поскольку черный экран в освещенном помещении - понятие весьма условное. Если черный недостаточно глубок, то черный экран выглядит, как темно-серый. Помимо реальной контрастности, глубина черного может достигаться с помощью автоматической диафрагмы (см. далее). На глубину черного негативно влияют: освещение, засветка экрана проектором, свет проектора, отраженный от экрана и переотраженный на экран стенами.

1.2. Динамическая контрастность. Если проектор оборудован автоматической диафрагмой, которая перекрывает часть светового потока на темных сценах, то на темных сценах проектор будет давать более глубокий черный. Динамическая контрастность является отношением яркости белого при открытой диафрагме к яркости черного при закрытой диафрагме, поэтому является не совсем честным параметром. Тем не менее, именно динамическая контрастность указывается в характеристиках проектора. 

2. Световой поток (Яркость). Чтобы заполнить определенную диагональ экрана, проектор должен быть достаточно мощным, иначе изображение будет неконтрастным. Однако, чрезмерная яркость тоже нежелательна. К примеру, проектор в 3000 люмен отлично подойдет для аудитории, но в темном помещении будет слепить - там достаточно светового потока в 1500 Лм и меньше. 

2.1. Яркость (Яркость). Настоящая яркость, воспринимаемая зрителями, зависит от размера экрана и отражающих характеристик его поверхности, поэтому в спецификациях ее указывать бессмысленно - указывается световой поток. Тем не менее, профессиональная настройка проектора предполагает, что все компоненты подобраны таким образом, что дают яркость, которая считается оптимальной, то есть от 12 до 22 фут-ламберт. Таблица соотношений светового потока и яркости приводится здесь.

2.2. Цветовая яркость (световой поток по цветам, CLO). Световой поток и яркость принято измерять по белому экрану. Стандарты цветопередачи предполагают, как данность, что белый получается смешением красного, зеленого и синего (RGB) и, таким образом, его яркость - сумма яркостей этих трех цветов. В одноматричных проекторах часто используются методы искусственного усиления светового потока по белому в ущерб цветам, поэтому конкуренты предлагают проверять, дает ли проектор яркость цветов, пропорциональную максимальной яркости? Если да, то цветовая яркость = макс. яркости. Если нет, то она меньше и цвета будут темнее, чем нужно.

3. Четкость. Как правило, четкость аналогично разрешению матриц проектора - чем выше, тем лучше. Стандартом для видео сегодня является 1920x1080 (full HD). Стандарт будущего - 4K. Однако, для многих задач достаточно разрешения XGA(1024x768). Четкость также зависит от качества оптики и точности сведения матриц, если проектор трехматричный. Если на проектор выводится сигнал с разрешением, отличным от разрешения проектора, четкость также будет страдать. Если используется цифровая коррекция трапецеидальных искажений, - тоже. В некоторых мини-проекторах используется диагональная матрица с разрешением 1280x800; диагональная матрица не может 1:1 отобразить сигнал в том же разрешении - происходит потеря качества. Некоторые проекторы обладают системой искусственного (умного) улучшения резкости изображения.

4. Чистота (Clarity). Способность проектора не отображать того, чего нет в исходном материале, то есть так называемые "артефакты". Среди знаменитых артефактов - цифровой шум, "эффект радуги", эффект двоения при просмотре 3D.

5. Точность цветопередачи. Подробнее - тут. В целом, при создании профессиональных видеоматериалов, точность цветопередачи соблюдается на всех этапах и продукт, например, Blu-Ray диск, обладает правильными цветами. И вот, задача проектора - показать зрителю именно те цвета, которые предполагал режиссер. Каждый цвет должен обладать определенными яркостью, оттенком и насыщенностью.

5.1. Баланс белого. Чтобы настроить цвета проектора, для начала нужно, чтобы нейтральные (бесцветные) цвета, такие как белый, серый и черный, не имели примесей. К примеру, "холодный" оттенок означает, что изображение сдвинуто в сторону синего, "теплый" - в сторону желтого и красного. Это именуют "цветовой температурой". Однако, зеленый или фиолетовый оттенки цветовой температурой описать нельзя. На баланс белого влияет цветовая температура используемых в помещении ламп.

5.2. Цветовой охват (цветовая палитра). Как правило, у офисных и проекторов для образования к данному парметру придираются меньше всего. Насколько множество цветов, отображаемых проектором, совпадает с множеством цветов, которое он должен отображать согласно стандарту. В идеале, проектор должен отображать только те цвета, которые положено по стандарту. Проблема в том, что для Blu-Ray контента актуальным стандартом является sRGB, воспроизводящий около 35% видимых человеком цветов. Новый стандарт Ultra HD предполагает гораздо больший цветовой охват, но пока не очень распространен. В итоге, некоторые проекторы позволяют отображать более широкий цветовой охват, чем sRGB, делая цвета более насыщенными. Это может быть хорошим опциональным бонусом, но опциональным. У недорогих проекторов цветовой охват может по одному цвету быть более широким, по другому - менее широким, чем стандарт. Для отображения цветовго охвата используется диаграмма CIE, на которой не учитывается яркость цветов (см. цветовая яркость). Также стоит учитывать, что правильный цветовой охват не гарантирует, что отдельные цвета внутри него отображаются точно.

6. Задержка сигнала. Для некоторых задач требуется, чтобы изображение мгновенно обновлялось, реагируя на действия пользователя с минимальной задержкой. Для фильмов это не очень актуально, а вот видеоигры - другое дело.

7. Гамма-коррекция. При декодировании видео, сигнал в 50% не соответствует 50% яркости. Если декодировать сигнал таким образом, темные участки изображения окажутся слишком яркими - воспринимаемая контрастность изображения будет низкой. А почему вообще видео кодируется таким образом, что темные участки оказываются ярче? Одна из причин - то, что тени нужно прорисовывать точнее - к ним зрение более чувствительно. Поэтому сигнал в 50% означает лишь около 22% яркости, то есть, сигнал от 0% до 50% описывает яркость от 0% до 22% от максимальной. 

В общем, зависимость яркости от входного сигнала должна быть ровной и соответствовать функции гамма-коррекции. Тогда яркость будет правильной. Иначе либо детали в тенях будут слишком темными и неразличимыми, либо слишком светлыми и изображение будет казаться неконтрастным и пр.

^ Вернуться к началу страницы

Что такое "Режим Изображения", режим лампы, "Эко-режим" и пр.

Классический проектор на базе ртутных ламп обладает свойственным лампам данного типа смещением изображения в сторону зеленого. К тому же, классические одноматричные DLP проекторы могут усиливать яркость черно-белого компонента изображения в ущерб яркости цветов.

Проекторы на базе других источников света также могут иметь свои особенности. К примеру, у светодиодного проектора яркость зеленого диода будет наименьшей.

В связи с вышеупомянутым возникает задача: дать пользователю возможность выбора, хочет ли он получить максимальную яркость, необходимую при свете и для большого экрана, либо - наилучшее качество изображения, правильную цветопередачу. Для достижения правильной цветопередачи приходится приводить балансировать все цвета, из которых формируется цветное изображение, в строгий баланс, опуская их яркость до уровня наиболее слабого.

Как правило, наиболее яркий режим может именоваться "Яркий"/"Bright" или "Динамический"/"Dynamic". 

Точный режим, как правило, именуется "Кино"/"Cinema" или "Театр"/"Theatre".

Где-то посредине между ярким и точным находится компромиссный режим, обычно именуемый "Презентация". Этот режим достаточно ярок, при этом при свете неточность его цветопередачи будет заметна далеко не всем.

С "точными" режимами имеется дальнейшее подразделение. Дело в том, что точность предполагает соответствие стандарту. До сего дня этот стандарт цветов - sRGB (HD, Rec. 709). Этот стандарт актуален, в числе прочего, для Blu-ray фильмов. Тем не менее, sRGB охватывает лишь 35% видимых цветов. В связи с этим, некоторые проекторы предлагают расширенное по сравнению с sRGB цветовое пространство и могут иметь два качественных режима, один - для точного изображения, другой - для более живых цветов.

Отдельная история - специальные режимы, предназначенные для проецирования на школьные доски (требуется цветокоррекция), режимы для отображения рентгеновских снимков и пр.

Наконец, совершенно отдельная история - режим мощности лампы. Как правило, их два: "Нормальный" и "Экономичный". Как правило, с точки зрения изображения эти режимы отличаются только яркостью. Тем не менее, в экономичном режиме система охлаждения проектора меньше шумит, а сама лампа проработает дольше.

^ Вернуться к началу страницы

 

На какие основные Типы делятся проекторы?

Проекторы делятся по областям применения и по используемым технологиям (подробно).

^ Вернуться к началу страницы

Какие бывают типы проекторов по областям применения?

Прежде всего, проекторы делятся на микро-проекторы (пико-проекторы), мини-проекторы (карманные проекторы), обычные проекторы, проекторы для домашнего кинотеатра и инсталляционные проекторы/кинопроекторы.

Начнем с "нормальных". Это - большинство проекторов для офиса и учебных аудиторий, со средней яркостью около 3000 Люмен. Площадь их поверхности - около листа A4, масса - 2 - 5 Кг. Такие проекторы иногда именуются "портативными", поскольку их можно положить в специальную сумку и без особых проблем переместить в другое место. Помимо проекторов для бизнеса и образования, сюда попадают многие "домашние проекторы" начального уровня. 

Мини-проекторы/карманные проекторы. Как правило, обладают LED (светодиодным) источником света и сделаны на базе одночиповой DLP технологии. Такие проекторы еще проще перемещать, однако их яркость ограничена примерно 500-700 Люмен.

Пико-проекторы/Микро-проекторы. Это - все то, что можно встроить в смартфоны, камеры и носимые устройства. Либо сам проектор будет размером со смартфон. Яркость... очень маленькая - небольшой экран в достаточно темном помещении.

Проекторы для домашнего кинотеатра. Эти проекторы, как правило, менее яркие, чем "нормальные проекторы", поскольку работают в затемненных помещениях, где высокой яркости и не требуется. Однако, от них требуется идеальная цветопередача и низкий уровень шума, при этом совершенно не предполагается, что такой проектор будет перемещаться. В итоге, такой проектор в ширину может достигать 50 см, весить 10 Кг и более, а стоить будет гораздо дороже "обычного".

Инсталляционные и Кино-проекторы. Эти проекторы делятся на большие и огромные, обладают яркостью от 5000 до 11000 и до +бесконечности люмен, могут стоить сколько угодно и иметь любое качество изображения. Тем не менее, инсталляционные проекторы в 4000-11000 люмен гармонично продолжают линейку "обычных проекторов", с постепенным ростом яркости и цены.

Ультракороткофокусные проекторы. Это - "обычные" проекторы, оборудованные короткофокусной/ультракороткофокусной оптикой (КФ/УКФ). Подробнее - см. "Проекционное Расстояние". Данный тип проекторов можнт быть расположен в непосредственной близости от экрана, что либо делает установку более удобной, либо позволяет докладчику находиться непосредственно перед экраном, не бросая тень на изображение. конечно, последний вариант предполагает стационарную установку над экраном. Вообще, УКФ проекторы, как правило, не очень хорошо приспособлены для мобильного использования.

^ Вернуться к началу страницы

Что значит «мультимедийный проектор», «цифровой проектор», «видеопроектор»?

Устройства, которые могут быть подключены к цифровым проекторам

Можно сказать, что к современным проекторам применимы все упомянутые названия. Тем не менее, их периодически используют для того, чтобы уточнить конкретные задачи проектора.

К примеру, под видеопроектором может подразумеваться проектор для домашнего кинотеатра, обеспечивающий наилучшее качество передачи видео.

"Мультимедийный проектор", скорее всего, относится к универсальному устройству, которое хорошо подходит для отображения любых материалов, от презентаций до фотографий и видео. Это - либо обычный "офисный проектор", либо недорогой "домашний проектор". В обоих случаях проектор, скорее всего, можно назвать портативным. Также, зачастую под "мультимедийными функциями" может подразумеваться наличие встроенного проигрывателя различных форматов с USB носителей.

Термин "Data Projector" часто используется на Западе. У нас это может переводиться по-разному, например "проектор данных". Это - проектор, от которого не требуется ничего, кроме яркости и/или четкости изображения. 

"Сетевой Проектор" обладает встроенной или опциональной возможностью подключения к сети организации, либо - напрямую к компьютеру/смартфону. Сетевой функционал может быть различным. Как правило, подразумевается возможность передачи изображения через сеть и мониторинг/управление проектором через сеть.

^ Вернуться к началу страницы

В чём отличие проекторов для образования и бизнеса от проекторов для домашнего кинотеатра?

Одно из ключевых требований к проектору для домашнего кинотеатра - глубокий черный цвет (высокая контрастность). На практике реализовать высокую контрастность можно в хорошо затемненном помещении. Другой момент - наличие светлой стены напротив экрана, например, уничтожит контрастность за счет переотражения света проектора на экран. Вывод: контрастному проектору нужно подготовленное помещение.

 

Проекторы для образования и бизнеса работают не просто в неподготовленном помещении, но и, зачастую, при ярком свете. В таких условиях никакого влияния глубина черного (контрастность проектора) на изображения не окажет. А вот яркость окажет. В данный момент стандартом для образования и бизнеса стала яркость в 3000 люмен.

Для большинства задач в аудитории и офисе будет достаточно разрешения XGA/WXGA/SVGA, тогда как в домашнем кинозале нужно непременно разрешение full HD.

Как правило, офисные проекторы достаточно мобильны и могут легко транспортироваться (за исключением сверхъярких и ультракороткофокусных). Ну и, конечно, у офисных проекторов приветствуется такой дополнительный функционал, как подключение к сети организации, встроенные динамики и пр. проекторы для домашнего кинотеатра мобильными быть не обязаны и у них приветствуется другой набор дополнительного функционала.

^ Вернуться к началу страницы

Что такое домашние проекторы/проекторы для домашних развлечений?

Хотя под этим понятием часто имеют в виду проекторы для домашнего кинотеатра, существует отдельный вид проекторов, рассчитанный на использование вместо телевизора в незатемнённых помещениях. Эти модели в целом схожи с проекторами для образования и бизнеса, но могут обладать специфическим набором дополнительных функций. 

Как правило, такие проекторы обладают довольно высокой яркостью и не обязаны обладать высокой контрастностью. Не обязаны, но могут - такие проекторы можно назвать "универсальными".

У многих современных домашних проекторов предусмотрены мультимедийные функции, такие как встроенный проигрыватель различных форматов.

^ Вернуться к началу страницы

Что такое инсталляционные проекторы?

    

Инсталляционные проекторы предназначены для стационарной установки в больших и очень больших помещениях, вроде конференц-залов и выставочных комплексов. Они обладают исключительно высокой яркостью, от 4000 люмен, до 11000 люмен и +бесконечности и могут использовать одновременно несколько ламп.

Такие проекторы, как правило, на порядок дороже офисных и, хотя могут не обладать высокой контрастностью, обладают рядом дополнительных функций, которые используются у High-End проекторов для домашнего кинотеатра.

Обычно предусматривается возможность установки различных типов объективов для проецирования с разного расстояния от экрана, позволяющая подстроиться под требуемое расстояние до проекционной поверхности, включая даже ультракороткофокусные.

^ Вернуться к началу страницы

Что такое короткофокусные проекторы?



Короткофокусные и ультра-короткофокусные проекторы позволяют отображать большое изображение с минимального расстояния. Короткофокусным можно считать проектор, ширина изображения которого в 2 раза больше расстояния до экрана (проекционный коэффициент 0,5). Ультракороткофокусные проекторы могут иметь проекционный коэффициент менее 0,3 (ширина изображения = 0,3* проекционное расстояние).

Наиболее существенные преимущества короткофокусной оптики таковы:

  • Докладчик не бросает тень на экран, проектор не светит в глаза (при установке на настенном креплении, над экраном)
  • Проектор может устанавливаться в настольном положении, размещаясь между зрителями и экраном, экономя пространство.


^ Вернуться к началу страницы

Что такое интерактивный проектор?


Интерактивный проектор превращает любую поверхность в интерактивную доску. Другими словами, проецируемое изображение становится интерактивным дисплеем, а цифровое перо (стилус) выполняет функцию курсора мыши, позволяя не только управлять компьютером с проекцируемого изображения, но и рисовать и делать комментарии поверх любых документов и приложений. Интерактивные проекторы снабжаются набором программного обеспечения, позволяющим максимально использовать интерактивные функции проектора, в т.ч. в образовании. Последнее время появились интерактивные проекторы, поддерживающие касания пальцами (Epson, SMART). Как правило, интерактивные проекторы дешевле интерактивных досок (набор доска+проектор).

^ Вернуться к началу страницы

Что такое мобильные и портативные проекторы?

В целом, большинство проекторов для образования и бизнеса весят менее 4-х кг и могут считаться портативными. Положив такой проектор в чехол, его можно брать на выездные презентации. 

Мобильные проекторы могут по габаритам соответствовать листу А4 с высотой около 5 см, будучи построенными на традиционных технологиях и давая яркость около 3000 Лм.

При использовании светодиодного источника света размеры и яркость мобильных проекторов снижаются.

В данном сегменте приветствуется любой функционал, позволяющий ускорить настройку изображения, включая автонастройку геометрии изображения.

Также, можно приветствовать у подобных моделей наличие встроенного проигрывателя различных документов с USB носителей и возможность проецирования со смартфонов.

^ Вернуться к началу страницы

Чем отличается потолочная установка от настольной?

При настольной установке проектор устанавливается на ножки, которые, как правило, регулируются по высоте, позволяя настраивать вертикальный угол и боковой наклон. Такая установка оптимальна с точки зрения мобильности.

Стационарная установка осуществляется на специальные потолочные или настенные крепления, к которым винтами крепится дно проектора. Другими словами, проектор работает в перевернутом виде.

Одно из преимуществ потолочной установки - свет падает сверху вниз, уменьшая вероятность того, что зрители или предметы окажутся на его пути. В случае с короткофокусными и ультракороткофокусными проекторами, расстояние до экрана может быть столь небольшим, что крепление крепится к стене, прямо над экраном (доской), а проектор отодвигается от стены с помощью выдвигающейся штанги, если это необходимо. В случае с интерактивными проекторами, стационарная установка крайне желательна.

^ Вернуться к началу страницы

Как рассчитать параметры установки проектора?

У многих производителей на сайтах имеется проекционный калькулятор, позволяющий наглядно и быстро рассчитать параметры установки.

Вообще, проектор - устройство, не предполагающее особых свобод, поэтому место установки проектора и экрана определяется следующими факторами:

1. При классической установке, для получения определенного размера изображения, проектор должен находиться на строго определенном расстоянии до экрана, которое вычисляется с помощью проекционного отношения (throw ratio).

Проекционное отношение = расстояние от проектора до экрана / ширина экрана

Проектор с отношением 2,0 проецирует изображение шириной 1 метр с расстояния 2 метра. Проектор с отношением 0,5 проецирует изображение шириной 1 метр с 50 см от экрана.

Также полезно помнить, что Диагональ экрана2 = ширина экрана2 * высота экрана2

Кроме того, соотношение сторон экрана или разрешения позволяет быстро по одной из сторон экрана определить вторую. К примеру, экран с разрешением 1920x1080 обладает соотношением сторон 16:9. Другими словами, 16*высота экрана = 9*ширина экрана

2. Вторым по важности является коэффициент оптического масштабирования (зум). Данный коэффициент показывает, во сколько раз можно оптически уменьшить размер экрана.

Проектор с оптическим зумом обладает, таким образом, двумя проекционными отношениями, минимальным и максимальным. Это значит, что для достижения экрана нужной диагонали проектор можно поставить в определенном диапазоне расстояний от экрана, что делает установку более простой, а проектор - более гибким. 

Соответственно, при уменьшении изображения проекционное отношение увеличивается. К примеру, если известно, что проекционное отношение проектора благодаря зуму от 2,0:1 до 2,4:1, а ширина экрана 2,5 метров, то проектор можно расположить на расстоянии от 5м до 6м от экрана (2,5 * 2 = 5 и 2,5 * 2,4 = 6 метров).

3. Офсет.

Как правило, изображение бывает смещено относительно относительно центра объектива вверх (при настольной установке). К примеру, офсет 115% означает, что нижняя граница изображения на выше центра объектива на 15% от высоты изображения, хотя иногда используют другие способы указания офсета.

 

 

К примеру, проектор с небольшим офсетом нужно будет установить на столе, а с большим офсетом - на тумбе, и при этом изображение будет на одном и том же уровне.

Безусловно, существуют способы обойти некоторые ограничения и сделать проекторы более "гибкими":

1. Цифровая коррекция трапецеидальных искажений позволяет расположить проектор под вертикальным или горизонтальным углом к экрану. Соответственно, есть вертикальная (встречается почти у всех проекторов) и горизонтальная коррекции. Как вы понимаете, при проецировании под углом форма экрана из прямоугольной становится трапецевидной, когда одна из противоположных сторон оказывается больше другой. 

Данная функция всего лишь позволяет трансформировать изображение, сделав из прямоугольного трапецевидным, таким образом, чтобы компенсировать указанное искажение.

Однако, нельзя ожидать, что подобное искривление произойдет без потери качества - четкость изображения в некоторой степени снизится. К счастью, последнее время это может быть не особо заметно благодаря качественным алгоритмам преобразования. Как правило, данная функция бывает доступна с панели управления проектора, чтобы ее было удобно использовать в мобильных презентациях. 

У многих проекторов, обладающих горизонтальной и вертикальной коррекцией трапеции, есть возможность регулировать форму изображения, перетаскивая углы (напр. Epson Quick Corner), что означает одновременное использование вертикальной и горизонтальной коррекции.

2. Сдвиг объектива. Данная функция имеется, как правило, у проекторов для домашнего кинотеатра и позволяет оптически, без потери качества, сместить изображение левее-правее и выше-ниже центра объектива. Она отличается тем, что изображение просто сдвигается вбок, не искажаясь.

3. Сменные объективы. Данная возможность имеется у большинства инсталляционных проекторов, позволяя точно приспособить проектор к тем или иным условиям. К примеру, один и тот же проектор можно использовать как с длиннофокусным, так и с ультракороткофокусным объективом.

4. В домашнем кинотеатре имеется особый момент - переключение между различными соотношениями сторон контента. Подробнее - здесь.

^ Вернуться к началу страницы

Поддержка 3D?


Проекторы бывают совместимыми с Blu-ray 3D, о чем можно узнать, найдя в характеристиках поддержку HDMI 1.4 и выше. В противном случае, проектор вряд ли сможет принимать полноценный full HD сигнал (1080p) в 3D и будет именоваться 3D Ready.

При использовании всевозможных компьютерных форматов 3D, нужно быть уверенным, что проектор их понимает. Пример 3D форматов: top-bottom, side-by-side, frame packing.

Отдельный вопрос - отображение 3D. Прежде всего, технология 3D может быть активной или пассивной. В случае активной технологии 3D очки имеют ЖК затворы, по очереди закрывая левый и правый глаз. Активное 3D используется для систем с небольшим числом пользователей.

Пассивные системы, как правило, используют принцип поляризации света. 3D очки таких систем обладают стеклами с поляризационными фильтрами, каждое из которых пропускает только свет с определенным видом поляризации. Эти очки стоят копейки по сравнению с активными, однако такая система требует специальный экран, сохраняющий поляризацию света. Такие 3D системы хорошо подходят для 3D с большим числом зрителей благодаря экономии на очках.

Активные 3D системы делятся по методу синхронизации проектора с очками. Бывают радио-, инфракрасные системы и DLP Link. Последняя встроена практически во все бюджетные DLP проекторы и позволяет, докупив 3D очки, отображать 3D. Наиболее помехоустойчивы и надежны в плане стабильности работы радиоочки (RF). Очки могут не входить в комплект поставки, а многие проекторы вообще не поддерживают 3D.

Тем не менее, вопрос о поддержке 3D в итоге всегда приходит к одному - к качеству 3D изображения. Главным атрибутом качества является яркость. Учитывая, что современные 3D системы могут иметь эффективность использования света в 15% и вовсе не стесняться этого, сам проектор должен быть достаточно ярким. 

Следующим вопросом качества изображения в 3D является наличие "артефактов", особенно - артефактов двоения ("ghosting", "crosstalk", перекрестное влияние каналов). Эффект двоения возникает из-за того, что очки не на 100% блокируют соответствующий глаз и вероятность его возникновения тем выше, чем ярче 3D изображение. Как вы понимаете, о качестве 3D изображения в спецификациях сказано не будет. Тем не менее, есть проекторы, которые изначально задуманы, как 3D проекторы, а есть модели, в которых 3D добавляется "для галочки" и его качество будет соответствующим.

 

^ Вернуться к началу страницы

Нужно ли затемнение в помещении, где используется проектор?


При наличии света в помещении, этот свет падает на экран и "добавляется" к изображению, ухудшая контрастность. Наилучшее качество изображения можно получить в полностью затемненном помещении, однако идеала в этом отношении достичь сложно.

Если речь идет о создании домашнего кинотеатра, для чего куплен проектор с хорошей контрастностью, то имеет смысл задуматься о "контроле света":

  • Исключить возможность попадания искусственного освещения на экран
  • Исключить переотражения света проектора от стен, пола и потолка путем их затемнения краской или тканью

 

Тем не менее, изображение может выглядеть очень даже хорошо при некотором уровне освещения, если проектору хватает яркости. Помните, что в ярко освещенном помещении контрастность проектора зависит от яркости в большей степени, чем от контрастности проектора, а слишком высокая контрастность проектора будет просто бесполезна.

Следует также помнить, что проекторы с низкой контрастностью в затемненном помещении могут разочаровать тем, что их черный цвет будет выглядеть, как темно-серый. Излишняя яркость в затемненном помещении также не нужна.

^ Вернуться к началу страницы

Нужен ли проектору экран?


Минимальным требованием к качеству проекционной поверхности является то, что она должна быть достаточно матовой и достаточно ровной. В ряде случаев стена может удовлетворять этим требованиям. Таким образом, если нужно временное бюджетное решение, может быть лучше взять проектор чуть лучшего качества без экрана. Проецирование на маркерные доски в большинстве случаев также является приемлемым вариантом, однако их поверхность, как правило, глянцевая, что может приводить к появлению светового пятна по центру экрана.

Абсолютным стандартом бюджетного экрана являются матовые белые экраны. Что нам важно в таком экране?

  1. Чтобы поверхность была хорошо натянута
  2. Чтобы поверхность не содержала миниатюрных неровностей
  3. Чтобы не было никаких неоднородностей в красящем слое

 
К сожалению, в ряде случаев приходится идти на компромисс: не все складные и рулонные экраны умеют как следует натягивать полотно, даже при хорошо натянутом полотне недорогое полотно может содержать миниатюрные дефекты или некий рисунок поверхности.

Совершенно обязательным является хорошее натяжение полотна в случае использования ультракороткофокусных проекторов.

Серый экран позволяет повысить контрастность изображения, борясь с попадающим на него нежелательным светом, например отраженным от стен светом проектора. Вообще, сделать так, чтобы матовый белый экран выглядел, как абсолютно черный, вероятно, является почти невозможной задачей для владельца домашнего кинотеатра, поэтому специальные экраны для домашнего кинотеатра, в большинстве своем обладают поверхностью со специфическими свойствами, одним из основных является коэффициент усиления (gain).

^ Вернуться к началу страницы

Что такое коэффициент усиления (gain)?


Экран с высоким коэффициентом отражения меньше рассеивает свет, что означает более яркое изображение для тех, кто сидит прямо перед экраном. Низкий коэффициент отражения рассеивает свет во всех направлениях, позволяя людям видеть его из любого места.

Матовый белый экран обладает усилением 1.0. Это стандарт. Коэффициент менее 1 - это, как правило, серые экраны. Коэффициент >1 позволяет усилить яркость, отражая больше света прямо на зрителей, хотя теоретически это означает некоторую неравномерность яркости по экрану (центр более яркий). Итак, экран с коэффициентом усиления 2.0 должен увеличивать яркость в 2 раза, однако при этом яркость при просмотре под углом к экрану снижается, угол обзора - тоже.

И еще один важный момент: при попадании нежелательного света на экран с усилением, в отличие от матового, такой экран не будет равномерно рассеивать этот свет, а отразит его под углом, равным углу падения. К примеру, свет висящей над экраном (не дай бог) лампы будет отражен преимущественно в пол. Таким образом, контрастность изображения также улучшится.

Более подробно о профессиональных экранах можно почитать в FAQ от группы компаний DiGiS.

^ Вернуться к началу страницы

Каков срок службы проектора?

Срок службы проектора ограничивается прежде всего расчетным сроком службы лампы, который указывается в спецификациях. Некоторые проекторы используют полупроводниковые источники света, дающие срок службы лампы 20000 часов и даже более. Хотя последние позволяют теоретически забыть о замене ламп, но, если уж такая потребность возникнет, сделать это можно будет только в сервисном центре (если вообще возможно). А вот обычные лампы легко заменяются самостоятельно.

Насколько можно доверять информации о ресурсе того или иного источника света - сказать сложно. 

Помимо лампы, ресурс проектора зависит от таких факторов, как запыленность помещения. Если в конструкции предусмотрен воздушный фильтр, то его нужно периодически прочищать (раз в несколько месяцев).

^ Вернуться к началу страницы

Нужен ли проектору воздушный фильтр?

Воздушные фильтры устанавливают на все 3LCD проекторы и некоторые DLP проекторы. С одной стороны, они защищают такие компоненты проектора, как лампа и платы, с другой - их надо периодически очищать (например пылесосить). Фильтры обычных офисных проекторов очищаются в течение минуты. В случае с проекторами, работающими в режиме 24/7 и инсталляционными проекторами, фильтр желателен.

В условиях обычных жилых помещений можно сказать, что нет никакой разницы.

^ Вернуться к началу страницы

Что делать, если проектор сломается?



Необходимо обратиться в авторизованный сервисный центр, список которых должен быть на сайте производителя.

^ Вернуться к началу страницы

Как защитить проектор от кражи?

  
Не забывайте принцип: «замки позволяют добропорядочным гражданам оставаться добропорядочными» и запирайте помещение, в котором находится проектор. Среди методов защиты от спонтанной кражи, относящихся непосредственно к проектору, выделяют психологические и физические методы противодействия кражам. Так, некоторые проекторы могут быть защищены паролем, и в комплект поставки входит соответствующая наклейка-предупреждение. Замок "Кенсингтон" позволяет пристегивать проектор к стационарным предметам таким образом, что спонтанно вынести его можно только вырвав гнездо замка.

Потолочное крепление проектора сильно уменьшает вероятность его спонтанной кражи, при этом закрепить проектор можно используя безопасные крепёжные винты. Другой вариант – потолочное антивандальное крепление, позволяющее запирать проектор на замок, либо хранение проектора в специально предназначенных для этого шкафах, ящиках, специальных отсеках интерактивных трибун и т.д.

На некоторых моделях может быть установлена сигнализация, срабатывающая при изменении положения проектора. При наличии у проектора подключения к локальной сети возможно постоянно удалённо проверять состояние проектора, в т.ч. в автоматическом режиме.

В Европе и США иногда проекторы для образования поставляются в корпусах нестндартной окраски, что затрудняет продажу ворованного проектора.

^ Вернуться к началу страницы